Тяжёлый танк КВ-4

Разработчик

Начало работы над проектом

Изготовление опытного экземпляра

Судьба проекта

 

Танк КВ-4 занимает особое место в истории советского танкостроения. Работы над проектом начались в апреле 1941 года в СКБ-2 ЛКЗ во исполнение приказа Наркома Тяжёлого машиностроения за № 231 с, согласно которому конструкторам предлагалось создать принципиально новый танк с толщиной брони 120-130 мм (с возможным её увеличением в уязвимых местах до 150 мм). Новый танк должен был вооружаться 107 мм пушкой, а также орудиями большего калибра.

Опыта конструирования подобных машин в СССР не имелось, технологии сварки броневых листов такой толщины, тоже. Сплошным белым пятном выглядели и вопросы. касающиеся ходовой части. Двигателя и КПП. Главный конструктор СКБ-2 ЛКЗ, Ж.Я.Котин, решил указанный вопрос достаточно оригинально. Он объявил открытый конкурс среди сотрудников танкового КБ СССР по созданию эскизного проекта нового танка. Победивший проект планировалось доработать до создания опытной машины.

КВ-4 проектРис.200 Внешний вид танка КВ-4 согласно проекту Н.Шамшурина (компьютерная модель). Но при моделировании использовался внешний вид пушки. не являющейся пушкой ЗиС-6.

До настоящего времени дошла информация о более чем двух десятках проектов, которые были разработаны конструкторами СКБ-2 за апрель-май 1941 года, некоторые из которых приведены ниже. Причём массовые характеристики машин имели разброс по проектам от 82,5 до 107 тонн (соответственно проекты, предложенные инженерами Н.Духовым и Г.Крученых).

А – эскизный проект Н.Шамшурина

Проект КВ-4Рис.201 Компоновка танка КВ-4 согласно проекту Н.Шамшурина

 

После начала работы АБТУ дополнило выданное ТЗ пожеланием об установке на новом танке второй пушки калибром 45 мм, которая предназначалась для поражения живой силы, пулемётных гнёзд и лёгких танков вероятного противника.

Практически все варианты КВ-4 имели двухъярусное размещение вооружения. Для того времени это решение являлось типовым мирового танкостроения (Т-28, Т-29, Т-35, Т-100, СМК). Компоновка всех танков также была стандартной: в центральной части – боевое отделение, в корме – моторно-трансмиссионное, в носовой части – отделение управления.

Изначально панировалось, что экипаж танка будет насчитывать 9 человек.

Победителем конкурса эскизных проектов была признана работа конструктора Н.Шамшурина. Основная пушка устанавливалась в корпусе, а пушка Л-11 размещалась в башне танка.

Кв-4 проект ШамшуринаРис.202 Реконструкция внешнего вида КВ-4 проекта Н.Шамшурина

 

Победивший проект по своему содержанию являлся, пожалуй, самым консервативным изо всех. В данной версии КВ-4 похож скорее на САУ. Пушка Ф-42 (ЗиС-6) калибра 107 мм размещалась на специальной тумбе в неподвижной боевой рубке (казематный способ) и имела угол горизонтального обстрела +/- 30 градусов. Боекомплект главного калибра насчитывал 40-50 выстрелов.

вариант КВ-4Рис.203  Эскизы танка КВ-4 проекта Н.Шамшурина

Автор проекта существенно удлинил и расширил базу своего танка (длина/ширина/высота – 100000/4000/3660 мм соответственно), что привело к увеличению расчётной полной массы до 92 тонн. При этом бронирование машины составляло в лобовой её части до 180 мм, в кормовой – 130 мм, днище и крыша защищались 60 мм бронёй.

Вместе с тем конструктор заявлял о том, что танк будет иметь расчетную скорость при движении по шоссе около 35 км/час.

Данный проект содержал минимум новаций, зато в нём широко использовались технические решения проекта КВ-1 (например, башня с установленной в ней пушкой Л-11, боекомплект которой составлял 75 выстрелов, была полностью взята с танка КВ-1), что делало его наиболее проработанным в технологическом отношении. Кроме 2 пушек на танке устанавливались 4 пулемёта ДТ и 2 пулемёта ДС.

По сути это было качественно новое решение проекта КВ-1. очевидно этот фактор и явился решающим при одобрении именно указанного проекта.

Масса полная (т) 90
Длина/ширина/высота/клиренс (мм) 7800/3800/3400/500
Бронирование лоб/борт/корма/крыша/днище (мм) 120/110/90/40/40
Экипаж (человек) 6
Двигатель тип/мощность (л.с.) Дизельный М-40Ф / 1200
Скорость по шоссе максимальная (км/час) 35
Запас хода по топливу (км) 200
Преодолеваемые препятствия
Ширина рва (м) 3
Брод (м) 1,8

Б – эскизный проект С.Федоренко

вариант КВ-4Рис.204 Эскизный проект С.Федоренко

Вариант, предложенный конструктором Федоренко, выглядел достаточно необычно. В первую очередь, из-за предложенной им башни, имевшей в плане форму перекошенного параллелограмма, достаточно приземистого. Башня отличалась чрезмерной плотностью компоновки. Пушка Ф-42 (ЗиС-6) размещалась в передней части башни, а справа, в отдельной полусферической башне, устанавливалась пушка 20К. Пулемёты размещались в лобовом листе (спаренный с пушкой) и в корме башни.

В качестве подвески катков опорных использовался вариант торсионной подвески. Расчётная скорость машины при движении по пересечённой местности/шоссе определялась в 21/38 км/час.

Кв-4 ФедоренкоРис.205 Вариант внешнего вида КВ-4 проекта С.Федоренко

В качестве приоритетных указанный проект не рассматривался. Основной причиной этого стал достаточно узкий корпус танка и крайне сложная конструкция башни, которая, в прямом смысле, нависала над гусеницами.

В - эскизный проект Г.Кручёных   

КВ-4 КручёныхРис. 206. Эскизный проект Г.Кручёных

Данный вариант танка получился самым массивным. Его расчетная масса составляла порядка 107 тонн. По своей компоновке танк был очень похож на проект, предложенный конструктором Креславским.

Вооружение на танке размещалось в четыре яруса. Малая башенка с установленным в ней пулемётом размещалась с правой от механика – водителя стороны. В центральной части устанавливалась главная башня с пушкой ЗиС-6, имевшей боекомплект в 105 выстрелов, которая была спарена с пулемётом ДТ. У кормовой стенки главной башни на крыше последней, размещалась ещё одна артиллерийская башня с пушкой 20К (боекомплект – 300 выстрелов), которая также была спарена с ДТ.

Четвёртый пулемёт ДТ размещался в командирской башенке, которая устанавливалась на крыше малой артиллерийской башни. Общий боекомплект на 4 пулемёта составлял 10000 патронов.

Г – эскизный проект К.Буганова

 

Этот проекта можно назвать прототипом современного израильского танка «Меркава» («Merkava»).

Моторно – трансмиссионное (МТО) отделение было вынесено в носовую часть машины и закрыто броневым листом с большим углом наклона.

Боевое отделение, соответственно, перемещено в кормовую часть танка. Основная башня, имевшая обтекаемую форму, была предназначена для размещения пушки ЗиС-6 (107 мм). На крыше основной башни, в её задней части с правой стороны, размещалась малая артиллерийская башня, в которой устанавливалась пушка 20К калибра 45 мм

В лобовом листе, справа от места размещения механика-водителя, устанавливался курсовой пулемёт ДТ (7,62 мм).

КВ-4 Буганова 

Рис. 207 Эскизный проект К.Буганова

Ведущим было переднее колесо, а направляющим – заднее. Если бы данный проект пошёл в серию, то уже в начале 1942 года СССР получил бы танк, способный на равных бороться с «Тиграми» и «Пантерами»

Д – эскизный проект Л.Переверзева

Данный проект во многом перекликался с проектами Т-100 и СМК (вариантов 1939/40 года). В основной башне устанавливалось орудие ЗиС-6 (107мм). Пушка калибра 45 мм размещалась в носовой части в малой башне. Разница в проектах выражалась в основном в толщине бронирования. Лобовая броня данного проекта составляла 125 мм. А главный калибр – 107 мм (против 76 мм пушек, которыми вооружались упомянутые выше танки).

Проектная масса машины оценивалась в 100 тонн. Машина оснащалась торсионной подвеской опорных катков. Заявленная максимальная скорость по шоссе должна была составлять 39 км/час. На танке должен был использоваться 1000-сильный дизельный двигатель.

КВ-4 ПереверзеваРис.208 Эскизный проект Л.Переверзева

Е – эскизный проект неизвестного автора

КВ-4 10Рис.209 Эскизный проект неизвестного автора

Этот вариант проекта КВ-4 очень похож на вариант, рассмотренный выше. Фамилия автора до настоящего времени не сохранилась. Та же двухбашенная схема. Пушка 20К вынесена в переднюю малую башню, которая смещена к правому борту танка, относительно его продольной оси. Башня главного калибра очень похожа на финальный вариант башни, создававшейся для танка КВ-3 (возможно это один и тот же разработчик). На основной башне имеется командирская башенка. Расчётная скорость танка по шоссе декларирована в 41 км/час.

Ж – эскизный проект М.Креславского

Этот проект КВ-4 очень напоминает вариант сверхтяжёлого танка Вермахта «Maus». Моторный отсек вынесен в центральную часть корпуса. За ним находится боевое отделение, за которым находилась трансмиссионное отделение.

Обе пушки установлены в одной башне в единой маске. Боекомплект ЗиС-6 составлял 103 выстрела, 20К – 140 выстрелов.

КВ-4 КреславскогоРис.210  Эскизный проект М.Креславского

Обе пушки имели единые углы склонения и возвышения (- 7/ + 15 градусов). В качестве вооружения дополнительного на танке планировалось установить три пулемёта ДТ с общим боекомплектом в 6000 патронов. Пулемёты устанавливались: в лобовом листе – курсовой (справа от места, занимаемого механиком-водителем), в кормовом листе башни, в башенке командирской.

Планировалось оснастить машину дизелем М-40, мощность которого составляла 1200 л.с. скорость танка по шоссе должна была составить 45 км/час. Конструкция стальных опорных катков предусматривала наличие внутренней амортизации и их размещение на торсионной подвеске.

З – эскизный проект П.Михайлова и Г.Турчанинова

Этот проект характеризуется в первую очередь оригинально решённым вопросом с размещением вооружения. В связи с тем. что пушка 20К должна была играть исключительно вспомогательную роль, конструкторы установили её в корпусе танка, в его лобовом листе. (боекомплект 150 выстрелов). Углы горизонтального наведения 45 мм пушки составили +\- 45 градусов. Пушку ЗиС-6 установили в полноценной башне кругового вращения. Боекомплект 107 мм орудия составлял 85 выстрелов.

Роль вооружения дополнительного отводилась пулемётам ДТ в количестве трёх и одному огнемёту.  Внешне танк походил на вариант КВ-3 с новой башней конической формы. И по основным габаритам и своей массе был достаточно близок к КВ-3. Скорее всего именно нежелание плодить однотипные проекты и послужило причиной отказа от данного варианта.

Аналогичный проект в конце войны появился в японской армии. В 1945 году на вооружение поступил танк «Чи-ри» (Тип 5). В лобовом листе курсовой пулемёт заменили на пушку калибра 37 мм, а 75 мм пушку поставили в башню кругового вращения.

Кв-4 КреславскогоРис.211 Эскизный проект П.Михайлова и Г.Турчанинова

И – эскизный проект Н.Цейца

Указанный проект можно отнести к наиболее проработанным проектам и близким к принятию для последующей реализации. Конструктор Цейц имел уже достаточно большой опыт проектирования танков разных конструкций. В предложенной им версии КВ-4 было несколько технических решений, заслуживающих серьёзного внимания. Например. орудие ЗиС-6 он разместил в башне цилиндрической формы. Причём весь боекомплект в количестве 108 выстрелов. Размещался здесь же. вдоль стенок башни, что позволяло сократить время заряжания орудия. Позднее это решение легло в основу создания автоматического механизма заряжания танковых пушек для танка Т-72.

От установки пушки 20К конструктор отказался вообще, так как посчитал достаточным средством обороны от наступающей пехоты установленные на танке пулемёты ДС (один курсовой, второй – в командирской башенке). Общий боекомплект для них насчитывал 10000 патронов.

Кроме пулемётов он оснастил танк огнемётом, который прекрасно вписался в габариты боевого отделения. Трансмиссия была размещена в носовой части, а дизель М-40, в кормовой части такового корпуса. В связи с существенной массой машины потребовалось установить по борту уже 8 опорных катков, оснащённых индивидуальной торсионной подвеской и добавить четвёртый поддерживающий ролик. Переднее колесо выполняло роль ведущего, заднее – направляющего.

Высота танка Цейса практически была равна высоте КВ-1. в качестве недостатка следует отметить непропорционально большую высоту главной башни.

КВ-4 ЦейцаРис.212  Эскизный проект Н.Цейца

К – эскизный проект П.Тарапатина, И.Кузьмина, В.Таротько

 

Согласно данному проекту 107 мм пушка (с боекомплектом 20 выстрелов) устанавливалась в неподвижной рубке (по казематному типу) и имела ограниченный угол горизонтального обстрела, равный 60 градусам. Сверху на рубке размещалась малая башня, имевшая угол горизонтального обстрела, равный 360 градусов, с установленной в ней пушкой 20К (боекомплект 160 выстрелов). Вертикальные углы наведения (-5/ +80 градусов) позволяли использовать её для борьбы с воздушными целями.

КВ-4 Тарапатина

Рис. 213  Эскизный проект П.Тарапатина, И.Кузьмина, В.Таротько

Дополнительно танк вооружался пулемётами ДТ в количестве трёх штук, боекомплект для которых составлял 4200 патронов.

КВ-4 реконструкцияРис.214  3D реконструкция этого танка

Л – эскизный проект Н.Струкова

КВ-4 Струкова

Рис.215 Эскизный проект Н.Струкова

При массе в 92 тонны машина имела следующие габариты: длина/ширина/высота (мм) – 8600/4000/3800 соответственно. Лобовая броня имела толщину до 186 мм. А расчётная максимальная скорость должна была составлять по шоссе до 36 км/час.

М – эскизный проект Н.Духова

КВ-4 Духова

Рис.216 Эскизный проект Н.Духова

Достаточно хорошо проработанный вариант КВ-4. машина имела расчётную массу 92,5 тонны и по своей схеме перекликалась с проектом танка КВ-5, за исключением пулемётной башенки, которая у Духова отсутствует. Обе пушки размещались в единой башне в одной маске. Башня оснащалась командирской башенкой. В которой устанавливался пулемёт ДТ. Машина должна была развивать скорость около 40 км/час.

В связи с началом войны все проекты были свёрнуты и опытные экземпляры не изготавливались. Хотя многие конструкторские наработки по проекту КВ-4 использовались в дальнейшем при разработках проектов других танков.

Поделитесь с друзьями:

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

CAPTCHA image
*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>