Развитие военной стратегии предъявляло всё более высокие требования к организации войск и способам ведения боевых действий. Одним из них являлось требование к механизированным частям и соединениям в ходе глубоких наступательных операций иметь возможность преодоления встречающихся водных преград сходу. Технически это можно было решить несколькими путями:
- Иметь необходимое количество инженерных средств, обеспечивающих переправу войск и(пантоны, паромы, наплавные мосты и т.п.);
- Иметь боевые машины, способные преодолевать водные препятствия вплавь;
- Иметь военную технику, технически приспособленную к преодолению водных преград по их дну.
Рис.236 Танкетка Т-27 ПХ перед началом форсирования реки
Первый вариант был чрезвычайно затратным, так как всё это имущество требовалось изготовить, где-то хранить и поддерживать в технически исправном состоянии. И, что самое главное, оперативно перебрасывать его «в нужное время в нужное место». Если первое и второе ещё как-то можно было реализовать, пусть даже чисто теоретически, то последнее условие, с учётом состояния транспортных средств СССР того периода, было неосуществимо даже теоретически. руководство страны и высшее командование Красной Армии прекрасно это осознавало.
Поэтому основные усилия конструкторов-танкостроителей были сосредоточены на попытках найти техническое решение проблемы по второму, либо по третьему пути.
О том, как танки «учили плавать», вы узнали из предыдущей главы.
В настоящей главе представлена информация о попытках технически обеспечить танкам возможность преодоления водных преград под водой.
Танкетка Т-27 ПХ
Рис.237 Т-27 ПХ преодолевает брод глубиной 0,5 м. Полигон НИАБТ. 1934 г.
Учитывая важность и актуальность данной темы, Наркомвоенмор СССР К.Е.Ворошилов в 1933 году отдаёт специальное распоряжение о начала проектных работ по данному вопросу. причём внимание конструкторов акцентируется на том, что подобную возможность должны иметь ВСЕ образцы танкового вооружения, стоящего на вооружении РККА и только разрабатывающиеся.
Рис.238 Т-27 ПХ преодолевает брод глубиной 1,8 м. Полигон НИАБТ. 1934 г.
Одной из первых машин, которую попытались приспособить для подводного движения, стала танкетка Т-27, серийно выпускавшаяся в тот период. Опытные работы начались в Белорусском военном округе уже в 1933 году. Накопленная в результате данных работ информация позволила ведущим инженерам НИАБТ, которые занимались данным проектом, уже в 1934 году представить для полноценных испытаний на полигон УММ РККА достаточно полно проработанную конструкцию. Танкетка Т-27, оборудованная для преодоления водных преград по дну, получила обозначение Т-27 ПХ (подводного хождения).
Рис. 239 Т-27 ПХ. На фото хорошо видны специальные дыхательные трубки танкистов. Вид спереди.
Конструктивно данный вопрос был решён герметизацией машины (люки, корпус, вооружение), использованием системы подачи воздуха для работы двигателя танкетки и жизнеобеспечения членов экипажа, отвода от двигателя отработанных газов через специальные трубы. Кроме этого был выполнен ряд технических мероприятий, обеспечивающих предотвращение попадания в обитаемый отсек танкетки паров масла, топлива, и отработанных газов.
Рис.240 Фото загерметизированной кормовой части Т-27 ПХ
Кроме вышеназванных мероприятий танкетка оснащалась специальными винтовыми стяжками, имевшими специальные воротки, которые служили для затягивания имеющихся на танкетке откидных люков членов экипажа. Дополняло оснащение для подводного хождения ещё две конструкции: замок дверец радиатора и шланги со специальными клапанами, через которые экипаж мог дышать.
В целях безопасности членов экипажа экспериментальной танкетки на момент преодоления водной преграды на откидных колпаках обоих люков (командира и механика) установили специальные крюки предохранительные с рукоятками, а также поплавки, с закреплёнными на них буксирными цепями.
Рис.241 Распределитель воздуха всасывающей трубы
Свежий воздух в танкетку, находящуюся в подводном положении, подавался через специальную всасывающую (воздухопитающую) трубу, которая крепилась на откидном колпаке люка командира (пулемётчика). Труба состояла из двух частей: внутренней и наружной.
Рис.242 Герметизация пулемёта на Т-27 ПХ
Наружная труба имела в своей верхней части специальный резиновый сальник (уплотнение), а изнутри – квадратную двухзаходную резьбу. Нижняя часть трубы внутренней имела аналогичную резьбу. Такая же резьба имелась на наружной поверхности нижней части основной трубы и на внутренней поверхности специального фланца, который был установлен в специальном отверстии, сделанном в корпусе колпака командирского люка. Подобная конструкция позволяла быстро и надёжно собирать всю конструкцию.
Рис.243 Герметизация звукового сигнала Т-27 ПХ
Нижняя часть всасывающей трубы имела специальный распределитель воздуха, имевший центральное отверстие и два боковых отростка, к которым прикреплялись специальные шланги с мундштучными трубками и клапанами для дыхания членов экипажа. Воздух, поступающий через центральное отверстие, шёл на работу двигателя. Если двигатель под водой глушили, то данное отверстие затыкалось специальной резиновой пробкой, чтобы испарения масла, бензина и тёплый воздух не попадали во всасывающую трубу, что могло осложнить дыхание экипажу.
Рис.244 Т-27 ПХ испытания. 1934 г.
Отработанные газы от двигателя удалялись через трубу выхлопную. Своим широким концом она крепилась к сапуну. А к её узкому концу подсоединялась трубка из меди, второй конец которой закреплялся на патрубке всасывающем карбюратора. Данное решение позволило значительно улучшить качество воздуха в отделении, в котором находились танкисты, и позволяло говорить о гарантированной защите членов экипажа от выхлопных газов, паров масла и бензина.
Рис.245 Т-27 ПХ. Вид сбоку.
Дооборудовать Т-27 до состояния Т-27 ПХ, можно было в полевых условиях собственными силами войсковой части. Специалистами ремонтных подразделений могли быть изготовлены и смонтированы как постоянно установленные, так и съёмные агрегаты и узлы, требующиеся для движения под водой. Постоянные оставались на танкетке после преодоления водной преграды, а съёмные смазывались и упаковывались для перевозки транспортом подразделений МТО.
Рис.246 Т-27 Модель-копия
Герметизация танкетки осуществлялась экипажем, совместно с представителями ремонтного подразделения. В процессе данных работ монтировалось и специальное оборудование. Для этого осуществлялась частичная разборка самой танкетки (разъединение электропроводки, тяг управления, топливопровода, демонтаж люков и т.п.). затем все снятые элементы конструкции устанавливались на место, но уже с резиновыми прокладками, установленными там, где это требовалось.
Рис.247 Основные проекции Т-27
Передний наклонный броневой лист, задний деревянный лист и дверцы ящика магазинов с патронами герметизировали с помощью прокладок из брезента. Звуковой сигнал и пулемёт также герметизировали чехлами из брезента. Причём в пулемётный чехол по месту вшивалось специальное окошко из целлулоида. Канал ствола снаружи дополнительно затыкался резиновой пробкой. В случае необходимости стрелок мог выбить её изнутри шомполом.
Испытания показали, что Т-27 ПХ в целом отвечает требованиям, предъявленным заказчиком. Танкетка уверенно двигалась в течение 30 минут по дну водоёма на глубине до 3 метров. Расчёты показали, что максимальный срок непрерывной работы двигателя в полностью загерметизированной танкетке не может превышать 2 часов (при движении на суше с установленными выпускной и всасывающей трубами). Это позволяло проводить герметизацию машины на удалении до 40 км от водной преграды, подлежащей форсированию. После форсирования танкетка могла вести бой ещё около двух часов.
Поделитесь с друзьями: