Как танки учили под водой ходить

Развитие военной стратегии предъявляло всё более высокие требования к организации войск и способам ведения боевых действий. Одним из них являлось требование к механизированным частям и соединениям в ходе глубоких наступательных операций иметь возможность преодоления встречающихся водных преград сходу. Технически это можно было решить несколькими путями:

  • Иметь необходимое количество инженерных средств, обеспечивающих переправу войск и(пантоны, паромы, наплавные мосты и т.п.);
  • Иметь боевые машины, способные преодолевать водные препятствия вплавь;
  • Иметь военную технику, технически приспособленную к преодолению водных преград по их дну.

Т-27 ПХ

Рис.236 Танкетка Т-27 ПХ перед началом форсирования реки

Первый вариант был чрезвычайно затратным, так как всё это имущество требовалось изготовить, где-то хранить и поддерживать в технически исправном состоянии. И, что самое главное, оперативно перебрасывать его «в нужное время в нужное место». Если первое и второе ещё как-то можно было реализовать, пусть даже чисто теоретически, то последнее условие, с учётом состояния транспортных средств СССР того периода, было неосуществимо даже теоретически. руководство страны и высшее командование Красной Армии прекрасно это осознавало.

Поэтому основные усилия конструкторов-танкостроителей были сосредоточены на попытках найти техническое решение проблемы по второму, либо по третьему пути.

О том, как танки «учили плавать», вы узнали из предыдущей главы.

В настоящей главе представлена информация о попытках технически обеспечить танкам возможность преодоления водных преград под водой.

Танкетка Т-27 ПХ

Т-27 ПХ 2 Рис.237  Т-27 ПХ преодолевает брод глубиной 0,5 м. Полигон НИАБТ. 1934 г.

Учитывая важность и актуальность данной темы, Наркомвоенмор СССР К.Е.Ворошилов в 1933 году отдаёт специальное распоряжение о начала проектных работ по данному вопросу. причём внимание конструкторов акцентируется на том, что подобную возможность должны иметь ВСЕ образцы танкового вооружения, стоящего на вооружении РККА и только разрабатывающиеся.

 Т-27 ПХ 3

Рис.238  Т-27 ПХ преодолевает брод глубиной 1,8 м. Полигон НИАБТ. 1934 г.

Одной из первых машин, которую попытались приспособить для подводного движения, стала танкетка Т-27, серийно выпускавшаяся в тот период. Опытные работы начались в Белорусском военном округе уже в 1933 году. Накопленная в результате данных работ информация позволила ведущим инженерам НИАБТ, которые занимались данным проектом, уже в 1934 году представить для полноценных испытаний на полигон УММ РККА достаточно полно проработанную конструкцию. Танкетка Т-27, оборудованная для преодоления водных преград по дну, получила обозначение Т-27 ПХ (подводного хождения).

Т-27 ПХ 4

Рис. 239  Т-27 ПХ. На фото хорошо видны специальные дыхательные трубки танкистов. Вид спереди.

Конструктивно данный вопрос был решён герметизацией машины (люки, корпус, вооружение), использованием системы подачи воздуха для работы двигателя танкетки и жизнеобеспечения членов экипажа, отвода от двигателя отработанных газов через специальные трубы. Кроме этого был выполнен ряд технических мероприятий, обеспечивающих предотвращение попадания в обитаемый отсек танкетки паров масла, топлива, и отработанных газов.

Т-27 ПХ 5

Рис.240   Фото загерметизированной кормовой части Т-27 ПХ

Кроме вышеназванных мероприятий танкетка оснащалась специальными винтовыми стяжками, имевшими специальные воротки, которые служили для затягивания имеющихся на танкетке откидных люков членов экипажа. Дополняло оснащение для подводного хождения ещё две конструкции: замок дверец радиатора и шланги со специальными клапанами, через которые экипаж мог дышать.

В целях безопасности членов экипажа экспериментальной танкетки на момент преодоления водной преграды на откидных колпаках обоих люков (командира и механика) установили специальные крюки предохранительные с рукоятками, а также поплавки, с закреплёнными на них буксирными цепями.

Т-27 ПХ 6

Рис.241 Распределитель воздуха всасывающей трубы

Свежий воздух в танкетку, находящуюся в подводном положении, подавался через специальную всасывающую (воздухопитающую) трубу, которая крепилась на откидном колпаке люка командира (пулемётчика). Труба состояла из двух частей: внутренней и наружной.

Т-27 ПХ 7

Рис.242  Герметизация пулемёта на Т-27 ПХ

Наружная труба имела в своей верхней части специальный резиновый сальник (уплотнение), а изнутри – квадратную двухзаходную резьбу. Нижняя часть трубы внутренней имела аналогичную резьбу. Такая же резьба имелась на наружной поверхности нижней части основной трубы и на внутренней поверхности специального фланца, который был установлен в специальном отверстии, сделанном в корпусе колпака командирского люка. Подобная конструкция позволяла быстро и надёжно собирать всю конструкцию.

Т-27 ПХ 8

Рис.243  Герметизация звукового сигнала Т-27 ПХ

Нижняя часть всасывающей трубы имела специальный распределитель воздуха, имевший центральное отверстие и два боковых отростка, к которым прикреплялись специальные шланги с мундштучными трубками и клапанами для дыхания членов экипажа. Воздух, поступающий через центральное отверстие, шёл на работу двигателя. Если двигатель под водой глушили, то данное отверстие затыкалось специальной резиновой пробкой, чтобы испарения масла, бензина и тёплый воздух не попадали во всасывающую трубу, что могло осложнить дыхание экипажу.

Т-27 ПХ 9

Рис.244  Т-27 ПХ испытания. 1934 г.

Отработанные газы от двигателя удалялись через трубу выхлопную.  Своим широким концом она крепилась к сапуну. А к её узкому концу подсоединялась трубка из меди, второй конец которой закреплялся на патрубке всасывающем карбюратора. Данное решение позволило значительно улучшить качество воздуха в отделении, в котором находились танкисты, и позволяло говорить о гарантированной защите членов экипажа от выхлопных газов, паров масла и бензина.

Т-27 ПХ 10

Рис.245   Т-27 ПХ. Вид сбоку.

Дооборудовать Т-27 до состояния Т-27 ПХ, можно было в полевых условиях собственными силами войсковой части. Специалистами ремонтных подразделений могли быть изготовлены и смонтированы как постоянно установленные, так и съёмные агрегаты и узлы, требующиеся для движения под водой. Постоянные оставались на танкетке после преодоления водной преграды, а съёмные смазывались и упаковывались для перевозки транспортом подразделений МТО.

Т-27 ПХ 11

Рис.246   Т-27 Модель-копия

Герметизация танкетки осуществлялась экипажем, совместно с представителями ремонтного подразделения. В процессе данных работ монтировалось и специальное оборудование. Для этого осуществлялась частичная разборка самой танкетки (разъединение электропроводки, тяг управления, топливопровода, демонтаж люков и т.п.). затем все снятые элементы конструкции устанавливались на место, но уже с резиновыми прокладками, установленными там, где это требовалось.

Т-27 ПХ 12

Рис.247 Основные проекции Т-27

Передний наклонный броневой лист, задний деревянный лист и дверцы ящика магазинов с патронами герметизировали с помощью прокладок из брезента. Звуковой сигнал и пулемёт также герметизировали чехлами из брезента. Причём в пулемётный чехол по месту вшивалось специальное окошко из целлулоида. Канал ствола снаружи дополнительно затыкался резиновой пробкой. В случае необходимости стрелок мог выбить её изнутри шомполом.

Т-27 ПХ 13 вид сверхуИспытания показали, что Т-27 ПХ в целом отвечает требованиям, предъявленным заказчиком. Танкетка уверенно двигалась в течение 30 минут по дну водоёма на глубине до 3 метров. Расчёты показали, что максимальный срок непрерывной работы двигателя в полностью загерметизированной танкетке не может превышать 2 часов (при движении на суше с установленными выпускной и всасывающей трубами). Это позволяло проводить герметизацию машины на удалении до 40 км от водной преграды, подлежащей форсированию. После форсирования танкетка могла вести бой ещё около двух часов.

 

 

Поделитесь с друзьями:

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

CAPTCHA image
*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>