Часть IV
Принятое решение привело к парадоксальной ситуации. Фактически предлагалось принять на вооружение ДВА образца с одинаковыми боевыми возможностями! Руководитель КБ направил в ГБТУ просьбу об уточнении ситуации.
Но внятного ответа на неё не получил. И лишь после того, как на правительственном уровне было принято решение о проведении ещё одного сравнительного испытания новых образцов танков, предлагаемых промышленностью, дело сдвинулось с мёртвой точки.
На испытательный подмосковный полигон (Кубинка) в сентябре 1939 года было доставлено шесть образцов новых танков. Тяжёлые танки были представлены тремя машинами: КВ и СМК (разработчик – Кировский завод) и Т-100 (завод № 185 Ленинград). Средние – танками А-20 и Т-32 (именно так к этому моменту стал именоваться А-32). Причём, если ранее на испытаниях А-20 и А-32 представляли практически в одинаковом исполнении (масса 19 тонн, единая башня с45 ммпушкой) для того, чтобы членам государственной комиссии было легче определить свои предпочтения, то на этот раз харьковчане представили гусеничную машину «во всей красе». Танк имел массу в 24 тонны и был оборудован башней новой конструкции с установленной в неё новой пушкой Л-10 калибра76 мм. В категории лёгких танков были представлены БТ-7М (ХПЗ) и Т-26 прошедший очередную модернизацию (завод № 174).
Комиссия была очень представительной. Возглавлял её лично нарком обороны. В составе было несколько членов правительства и все ведущие конструкторы представленных на испытания танков.
Первый же день испытаний, 23.09.39, стал подлинным триумфом для Т-32. директор завода № 185 по этому поводу сказал, что в этот день родился уникальный танк.
В качестве рекомендаций по новой машине было предложено: усилить её бронирование, так как испытания показали, что технические резервы конструкции позволяют сделать это, и доработать дизель В-2.
Используя полученные в ходе испытаний результаты, ГБТУ уточнило ТТХ будущего танка и присвоило ему обозначение Т-34. Вышедшим 19.12.39 совместным постановлением правительства и Политбюро ЦК ВКП(б) от харьковчан потребовали изготовить два опытных образца танка Т-34 с бронёй толщиной45 мми76 ммпушкой. Этим же постановлением в серийное производство принимались лёгкий танк Т-40 и тяжёлый – КВ-1. Выпуск танка Т-34 планировалось организовать сразу на двух заводах, харьковском паровозостроительном и Сталинградском тракторном. В связи с этим харьковчанам поставили задачу оказать помощь коллегам и предложили решить вопрос с упрощением, по возможности, конструкции танка и повышению технологичности его производства.
Казалось бы, можно радоваться. Здравый смысл победил. Но не тут-то было. «Зелёную улицу» новому танку не открыло даже это постановление! Военное ведомство лелеяло мысль о ином танке, которому сулили роль массового и «основного». Данная мысль материализовалась в госзаказ двум основным заводам Ленинграда, занимавшимся танковой тематикой, № 174 (имени Ворошилова) и № 185 (Кировскому). От них потребовали срочно разработать лёгкий (!) – до 14 тонн, танк с пушкой калибра 45 ммс противоснарядным бронированием. Проекту был присвоен индекс Т-126СП (сопровождение пехоты). В конце 1940 года опытные образцы нового танка успешно прошли испытания. В апреле 1941 года заводу № 174 было поручено производство данной машины и появилось постановление о принятии данного танка на вооружение РККА. До начала Великой отечественной войны завод выпустил небольшую партию данных танков под индексом Т-50. Для того времени это была достаточно хорошая машина. Более подробно смотри здесь.
Трудозатраты на выпуск Т-50 были практически сопоставимы с производством Т-34, которому он уступал практически по всем основным показателям. Поэтому в первые месяцы 1942 года Т-50 сняли с производства. За этот период удалось выпустить всего 65 танков.
Поделитесь с друзьями: