Часть III. Танк Т-50. Шаг за шагом.
Этот танк достоин того, чтобы поговорить о нём более подробно. Ведь именно эта машина стала полигоном, на котором практически отрабатывались многие узлы и механизмы, конструктивные и технологические решения, которые в дальнейшем широко использовались советскими танкостроителями при создании танков Т-34 и КВ.
Появлению опытных образцов Т-126СП первой модификации и Т-126СП второй предшествовало создание 8 проектов, принципиально отличавшихся один от другого. Опытные танки, изготовленные заводом № 174, вобрали в себя всё самое лучшее от каждого из них. Т-126СП получил классическую компоновку. Место механика-водителя находилось впереди справа, слева от него размещался стрелок-радист. Слева от пушки в башне разместили место командира танка, на которого были также возложены обязанности наводчика. Справа находился заряжающий. Для посадки экипажа имелось два люка. В передней части корпуса в лобовом листе – люк механика-водителя и большой общий – на крыше башни. Механик-водитель и стрелок-радист получили по два смотровых прибора. Командир и заряжающий также были обеспечены перископическими смотровыми приборами. Причём у командира был ещё один – в кормовой части башни.
Машины достаточно сильно отличались друг от друга. Т-126СП-1 вооружили пушкой образца 1934 года калибра 45 мм и спаренным с ней пулемётом ДС (7,62 мм). Ещё один пулемёт, курсовой, разместили в лобовом листе корпуса, установив его в шаровой опоре. Наведение на цель – ручное механическое. Применяемые боеприпасы: бронебойные и осколочные. Этот вариант получил равностойкое бронирование толщиной 45 мм и наклонно расположенные броневые листы в передней и задней части корпуса. Крышу и днище усилили до 20 мм. Башня также имела бронирование в виде наклонно установленных броневых листов. Пушка в башню устанавливалось через специальный задний люк. Т-126СП-1 по степени бронирования практически соответствовал новому среднему танку Т-34. Однако наложенные ТУ ограничения по массе значительно ухудшили эргономику рабочих мест членов экипажа.
Танк был оснащён дизелем В-3 и имел механическую трансмиссию, которая оказалась настолько удачной, что в дальнейшем использовалась на серийных танках Т-50. Запас хода – почти 270 км.
Танк вышел на испытания 31.08.40 и до 09.09.40 прошёл 312 км. Его масса составляла почти 17 тонн. С 10 по 19 сентября испытания приостановили для устранения выявленных дефектов и неисправностей. Поэтому испытания закончились только 28.09.40. Полностью оправдало себя решение об установке опорных катков с внутренней амортизацией, продиктованное возросшей массой танка.
Т-126СП-2 вышел на испытания 27.09.40. на нём отсутствовал курсовой пулемёт, а бронирование корпуса было усилено до 55 мм. Ходовая часть имела опорные катки с внешней амортизацией. Масса танка увеличилась до 18,3 тонн.
Кировский завод в установленные постановлением ГКО № 246 сроки не уложился. Его «объект 211» был готов только в деревянном макете. По своей конструкции он принципиально отличался от Т-126СП. Более подробную информацию о нём можно посмотреть здесь.
Летом 1940 года Советский Союз приобрёл в германии танк Pz.Kpfw.III. Изучение данной машины и анализ информации, полученной в ходе испытаний Т-126СП, привели к тому, что тактико-технические требования ГАБТУ вновь были пересмотрены. Их окончательный вариант был утверждён 19.11.40 Постановлением КО при СНК СССР за № 427сс. Танку было присвоено наименование Т-50 и поставлена задача к 15.01.41 изготовить (заводам № 147 и 174) по два опытных танка, соответствующих новым ТТТ.
КБ завода № 147 к концу года предложило три варианта новой машины: СП-1, СП-2 и СП-3. Проекты имели единую башню и вооружение. Отличались они только компоновкой трансмиссионного и моторного отделений и местом размещения ведущих колёс.
Завод № 174, на который была возложена основная задача по выпуску нового Т-50, для продолжения работ выбрал вариант СП-2, которому присвоили заводское наименование «объект 135». Однако параллельно с ним были продолжены работы по варианту СП-3, в первую очередь с целью решить вопрос снижения боевой массы нового танка. Этот проект получил наименование «объект 013».
Вторая машина отличалась от первой незначительно: конструкцией лобовой части башни, обусловленной различным вооружением; укороченным броневым корпусом и компоновкой моторно-трансмиссионного отделения. Достаточно большое количество технических решений, полученных в процессе работы над «объектом 013», была в дальнейшем использована в «объекте 135».
К ноябрю 1940 года на заводе № 174 завершили отработку конструкторской документации и изготовили деревянный макет в натуральную величину. Новая машина имела расчетную массу 14 тонн, дизель В-4 мощностью 300 л.с., 37 мм гомогенную броню. Причём последняя обеспечивала защиту танкистов лучше, чем 45 мм, установленная на танке Т-34.
Танк вооружили спаренной с двумя пулемётами 45 мм пушкой и конструктивно предусмотрели возможность вооружения танка Т-50 огнемётом, способным производить огнеметание до 90 м.
Параллельно СКБ-2 Кировского завода продолжало работы по усовершенствованию «объекта 211». К середине декабря 1940 года и здесь было закончено изготовление макета и завершена работа над документацией (в двух вариантах). В январе один опытный экземпляр был изготовлен в металле.
По результатам сравнительных полигонных испытаний предпочтение было отдано танку завода № 174.
Постановлением СНК и ЦК ВКП(б) от 16.04.41 за № 1025-420сс танк был принят на вооружение и пошёл в серию. По своим ТТХ новая машина превосходила все существовавшие на то время зарубежные аналоги.
Однако Кировский завод по личному распоряжению Сталина также продолжил работы над своей версией машины. ему поступило указание создать образец танка с 76 мм пушкой и бронёй толщиной 60 мм. эти работы были прерваны начавшеёся войной.
К июню 1941 года выпуск Т-26 на заводе № 174 был почти полностью свёрнут, а мощности по изготовлению Т-50 наращивались ударными темпами. Строились новые цеха. Согласно плановым показателям до 01.01.42 должно было быть выпущено 550 танков Т-50. в 1942 – 4000, в 1943 – 10000. Прекрасно понимая, что такое количество не под силу одному заводу, начальник ГАБТУ в своей докладной записке предлагал принять меры к созданию новых мощностей по производству танков в Горьком и на Урале. Непосредственно Т-50 планировалось выпускать на заводе № 174, на перепрофилированном паровозостроительном заводе в Коломне и на вновь построенном – в Омске.
Налаживание серийного производства к июню 1941 года ещё не было завершено. Большие трудности, с которыми столкнулся коллектив завода при переходе с выпуска сравнительно простого Т-26 на достаточно сложный Т-50 постоянно тормозили работу. Дело усугублялось ещё и тем, что завод № 37 (Москва), выпускавший до этого гусеничный тягач «Комсомолец», также был переориентирован на производство Т-50, и конструкторам 174 завода необходимо было налаживать работу и там.
Для выпуска Т-50 заводу требовалась капитальная реконструкция и практически полное обновление станочного парка. Но война диктовала свои условия. Поэтому инициативная группа конструкторов завода на свой страх и риск создала сухопутную версию танка Т-40, присвоив ей индекс Т-60 и вышло с предложением выпускать именно этот танк, а заказ на Т-50 с завода снять. Это предложение было утверждено ГКО.
В связи с быстро ухудшающейся оперативной обстановкой на ленинградском направлении завод № 174 эвакуировали в город Чкалов (Оренбург). В октябре был создан упрощённый корпус танка. В условиях эвакуации, сложности в налаживании кооперации с заводами-поставщиками, при отсутствии производственных мощностей завод № 174 был просто не в состоянии поставлять необходимое количество новых танков. Даже при изготовлении их по крайне упрощённым технологиям.
Поэтому в ноябре 1941 года ГКО принимает решение объединить омский паровозоремонтный завод с эвакуированным в город ворошиловградским паровозостроительным в единое производство и установить последнему задачу по началу выпуска Т-50 с 1 квартала 1942 года. В декабре 1941 это объединённое предприятие стало заводом № 173.
Модель-копия танка Т-50 в масштабе 1:35 выглядит так.
Поделитесь с друзьями: