Последние лёгкие танки СССР. От Т-40 к Т-70.

Часть III. Танк Т-50. Шаг за шагом.

     Этот танк достоин того, чтобы поговорить о нём более подробно. Ведь именно эта машина стала полигоном, на котором практически отрабатывались многие узлы и механизмы, конструктивные и технологические решения, которые в дальнейшем широко использовались советскими танкостроителями при создании танков Т-34 и КВ.

     танк Т-126СП-1Появлению опытных образцов Т-126СП первой модификации и Т-126СП второй предшествовало создание 8 проектов, принципиально отличавшихся один от другого. Опытные танки, изготовленные заводом № 174, вобрали в себя всё самое лучшее от каждого из них. Т-126СП получил классическую компоновку. Место механика-водителя находилось впереди справа, слева от него размещался стрелок-радист. Слева от пушки в башне разместили место командира танка, на которого были также возложены обязанности наводчика. Справа находился заряжающий. Для посадки экипажа имелось два люка. В передней части корпуса в лобовом листе – люк механика-водителя и большой общий – на крыше башни. Механик-водитель и стрелок-радист получили по два смотровых прибора. Командир и заряжающий также были обеспечены перископическими смотровыми приборами. Причём у командира был ещё один – в кормовой части башни.

   танк Т-126СП-2  Машины достаточно сильно отличались друг от друга. Т-126СП-1 вооружили пушкой образца 1934 года калибра 45 мм и спаренным с ней пулемётом ДС (7,62 мм). Ещё один пулемёт, курсовой, разместили в лобовом листе корпуса, установив его в шаровой опоре. Наведение на цель – ручное механическое. Применяемые боеприпасы: бронебойные и осколочные. Этот вариант получил равностойкое бронирование толщиной 45 мм и наклонно расположенные броневые листы в передней и задней части корпуса. Крышу и днище усилили до 20 мм. Башня также имела бронирование в виде наклонно установленных броневых листов. Пушка в башню устанавливалось через специальный задний люк.  Т-126СП-1 по степени бронирования практически соответствовал новому среднему танку Т-34. Однако наложенные ТУ ограничения по массе значительно ухудшили эргономику рабочих мест членов экипажа.

    макет танка Т-126СП Танк был оснащён дизелем В-3 и имел механическую трансмиссию, которая оказалась настолько удачной, что в дальнейшем использовалась на серийных танках Т-50. Запас хода – почти 270 км.

     Танк вышел на испытания 31.08.40 и до 09.09.40 прошёл 312 км. Его масса составляла почти 17 тонн. С 10 по 19 сентября испытания приостановили для устранения выявленных дефектов и неисправностей. Поэтому испытания закончились только 28.09.40. Полностью оправдало себя решение об установке опорных катков с внутренней амортизацией, продиктованное возросшей массой танка.

    танк Т-126СП-1 Т-126СП-2 вышел на испытания 27.09.40. на нём отсутствовал курсовой пулемёт, а бронирование корпуса было усилено до 55 мм. Ходовая часть имела опорные катки с внешней амортизацией. Масса танка увеличилась до 18,3 тонн.

    танк Т-126СП-2 Кировский завод в установленные постановлением ГКО № 246 сроки не уложился. Его «объект 211» был готов только в деревянном макете. По своей конструкции он принципиально отличался от Т-126СП. Более подробную информацию о нём можно посмотреть здесь.

     танк Т-126 вариант СП-1Летом 1940 года Советский Союз приобрёл в германии танк Pz.Kpfw.III. Изучение данной машины и анализ информации, полученной в ходе испытаний Т-126СП, привели к тому, что тактико-технические требования ГАБТУ вновь были пересмотрены. Их окончательный вариант был утверждён 19.11.40 Постановлением КО при СНК СССР за № 427сс. Танку было присвоено наименование Т-50 и поставлена задача к 15.01.41 изготовить (заводам № 147 и 174) по два опытных танка, соответствующих новым ТТТ.

     танк Т-126 вариант СП-2КБ завода № 147 к концу года предложило три варианта новой машины: СП-1, СП-2 и СП-3. Проекты имели единую башню и вооружение.  Отличались они только компоновкой трансмиссионного и моторного отделений и местом размещения ведущих колёс.

    танк Т-126 вариант СП-3 Завод № 174, на который была возложена основная задача по выпуску нового Т-50, для продолжения работ выбрал вариант СП-2, которому присвоили заводское наименование «объект 135». Однако параллельно с ним были продолжены работы по варианту СП-3, в первую очередь с целью решить вопрос снижения боевой массы нового танка. Этот проект получил наименование «объект 013».

     танк Т-50 вариант завода № 174Вторая машина отличалась от первой незначительно: конструкцией лобовой части башни, обусловленной различным вооружением; укороченным броневым корпусом и компоновкой моторно-трансмиссионного отделения. Достаточно большое количество технических решений, полученных в процессе работы над «объектом 013», была в дальнейшем использована в «объекте 135».

    танк Т-50 Кировский завводК ноябрю 1940 года на заводе № 174 завершили отработку конструкторской документации и изготовили деревянный макет в натуральную величину. Новая машина имела расчетную массу 14 тонн, дизель В-4 мощностью 300 л.с., 37 мм гомогенную броню. Причём последняя обеспечивала защиту танкистов лучше, чем 45 мм, установленная на танке Т-34.

    танк Т-50 проект ЛКЗ Танк вооружили спаренной с двумя пулемётами 45 мм пушкой и конструктивно предусмотрели возможность вооружения танка Т-50 огнемётом, способным производить огнеметание до 90 м.

     Параллельно СКБ-2 Кировского завода продолжало работы по усовершенствованию «объекта 211». К середине декабря 1940 года и здесь было закончено изготовление макета и завершена работа над документацией (в двух вариантах).  В январе один опытный экземпляр был изготовлен в металле.

    танк Т-50 вариант ЛКЗ По результатам сравнительных полигонных испытаний предпочтение было отдано танку завода № 174.

     Постановлением СНК и ЦК ВКП(б) от 16.04.41 за № 1025-420сс танк был принят на вооружение и пошёл в серию. По своим ТТХ новая машина превосходила все существовавшие на то время зарубежные аналоги.

     танк Т-50 завода № 174 образец января 1941 годаОднако Кировский завод по личному распоряжению Сталина также продолжил работы над своей версией машины. ему поступило указание создать образец танка с 76 мм пушкой и бронёй толщиной 60 мм. эти работы были прерваны начавшеёся войной.

     К июню 1941 года выпуск Т-26 на заводе № 174 был почти полностью свёрнут, а мощности по изготовлению Т-50 наращивались ударными темпами. Строились новые цеха. Согласно плановым показателям до 01.01.42 должно было быть выпущено 550 танков Т-50. в 1942 – 4000, в 1943 – 10000. Прекрасно понимая, что такое количество не под силу одному заводу, начальник ГАБТУ в своей докладной записке предлагал принять меры к созданию новых мощностей по производству танков в Горьком и на Урале. Непосредственно Т-50 планировалось выпускать на заводе № 174, на перепрофилированном паровозостроительном заводе в Коломне и на вновь построенном – в Омске.

     Т-50 завода № 174 вид сзадиНалаживание серийного производства к июню 1941 года ещё не было завершено. Большие трудности, с которыми столкнулся коллектив завода при переходе с выпуска сравнительно простого Т-26 на достаточно сложный Т-50 постоянно тормозили работу. Дело усугублялось ещё и тем, что завод № 37 (Москва), выпускавший до этого гусеничный тягач «Комсомолец», также был переориентирован на производство Т-50, и конструкторам 174 завода необходимо было налаживать работу и там.

     танк Т-50 производства завода № 174. 1941 год.Для выпуска Т-50 заводу требовалась капитальная реконструкция и практически полное обновление станочного парка. Но война диктовала свои условия. Поэтому инициативная группа конструкторов завода на свой страх и риск создала сухопутную версию танка Т-40, присвоив ей индекс Т-60 и вышло с предложением выпускать именно этот танк, а заказ на Т-50 с завода снять. Это предложение было утверждено ГКО.

    танк Т-50 образца 1941 года. Завод 174. Вид спереди. В связи с быстро ухудшающейся оперативной обстановкой на ленинградском направлении завод № 174 эвакуировали в город Чкалов (Оренбург). В октябре был создан упрощённый корпус танка. В условиях эвакуации, сложности в налаживании кооперации с заводами-поставщиками, при отсутствии производственных мощностей завод № 174 был просто не в состоянии поставлять необходимое количество новых танков. Даже при изготовлении их по крайне упрощённым технологиям.

     танк Т-50 завод 174 осень 1941 годаПоэтому в ноябре 1941 года ГКО принимает решение объединить омский паровозоремонтный завод с эвакуированным в город ворошиловградским паровозостроительным в единое производство и установить последнему задачу по началу выпуска Т-50 с 1 квартала 1942 года. В декабре 1941 это объединённое предприятие стало заводом № 173.

 Модель-копия танка Т-50 в масштабе 1:35 выглядит так.

Т-35 модель-копия 1:35

T-50-2

T-50-3

T-50-4

T-50-5

T-50-6

T-50-7

 

 

 

 

 

 

Поделитесь с друзьями:

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

CAPTCHA image
*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>