Часть I. БТ-20 (А-20)
Высшее руководство СССР и командный состав РККА постоянно уделяли повышенное внимание вопросам развития и принятия на вооружение новых образцов военной техники. С высоты дня сегодняшнего мы можем рассуждать «об ошибочных взглядах» и «неверно расставленных аспектах» (цитаты из материалов, размещённых на некоторых родственных сайтах). Но нужно понимать, что эти решения принимались именно тогда и именно на основании той информации и возможностей науки и производственной базы, которыми располагала наша страна в начале 40-х годов века ХХ.
Итак, танк БТ-20. Несмотря на то, что эта машина так и не была изготовлена даже на уровне опытного образца, этапы работы над ней оставили неизгладимый след в истории российского танкостроения. Это был прорыв. Причём прорыв не только и не столько технического порядка, сколько прорыв в мировоззрении и коренная ломка взгляда высшего командования РККА на то, каким должен быть современный танк.
Но давайте обо всём по порядку.
В январе 1937 года один из ведущих советских конструкторов танков, М.И.Кошкин, возглавил вновь созданный при КБ-190 харьковского паровозостроительного завода танковый отдел «100». В задачу сотого входили конструкторские работы по созданию перспективного нового танка, которым планировалось заменить стоящие на вооружении танки Т-26 и БТ всех модификаций. Спустя некоторое время новый отдел получил обозначение КБ-24.
Руководимое Н.А.Кучеренко заводское КБ-190 продолжало работы по модернизации имеющихся танков БТ-7(А и М), БТ7-ИС, БТ-9.
Взгляды на дальнейшее развитие танков в это время различались диаметрально. От скоростного лёгкого танка поддержки пехоты (Т-26, БТ), до многотонного бронированного монстра типа Т-35 или танка Гротте.
В августе 1937, проанализировав все имеющиеся предложения и наработки по указанному вопросу, руководство ГАБТУ вынесло на рассмотрение ГКО СССР вопрос «О типах танков для вооружения танковых войск РККА...». Вопрос был внимательно изучен и на заседании от 15.08.37 Комитет Обороны принял постановление за № 94, которым устанавливались единые требования армии и государства к перспективному танку, который должен быть создан для замены имеющихся образцов. Этим постановлением определялся облик новой машины.
В немалой степени при разработке указанного постановления учитывался боевой опыт применения советских танков в боевых действиях в Испании. Танк предназначался в первую очередь для вооружения механизированных частей кавалерии и мехсоединений. За основу предлагалось взять танк БТ (Кристи) с колёсно-гусеничным движителем и уложиться при его создании в массовые характеристики 13000-14000 кг. Новый танк должен был получить дизельный двигатель производства ХПЗ повышенной мощности (400 л.с.) и солидное. По тем временам, бронирование: корпуса –25 мм, башни конической формы –20 мм. То есть лёгкий танк должен был обеспечивать экипажу защиту от крупнокалиберных пуль и осколков. В качестве вооружения на танке предлагалось устанавливать стабилизированную пушку калибра45 мм(вариант –76 мм) и два пулемёта марки ДТ. Планируемый экипаж – 3 человека. Новый танк должен был иметь запас хода при движении на гусеницах в300 км. На следующем этапе, при создании танка, которым будут заменяться БТ и Т-26, планировалось создание машины с противоснарядным бронированием.
Этим же документом ХПЗ (завод № 183) ставилась задача изготовить в новом, 1938 году, опытный образец нового танка БТ-ИС, имеющего 6 ведущих колёс и отвечающего всех характеристикам, перечисленным выше.
На момент выхода указанного постановления завод был перегружен работами по танковой тематике (модернизация танков БТ, создание перспективного танка БТ-20 и выпуск танка Т-35). Сроки выполнения государственного заказа, требований ГАБТУ и КО систематически срывались.
Исходя из этого и осознавая, что новое правительственное задание имеет исключительную важность, особенно с учётом складывающейся на то время международной обстановки, начальник 8-го ГУ Наркомата Оборонпрома Фарманянц, 28.09.37, направляет в адрес директора ХПЗ распоряжение. Этим документом директору завода ставится задача выполнить ряд мероприятий организационного характера по созданию на заводе нового КБ, с передачей туда лучших специалистов. Коллектив нового бюро усиливается выпускниками ВАМИ. В результате получается более мощная организация, чем основное заводское КБ.
В середине октября ХПЗ получает от АБТУ техническое задание на разработку нового маневренного танка с колёсно-гусеничным движителем. Задание передаётся КБ-24, которое возглавлял на тот момент М.И.Кошкин. Конструктор активно пытается на всех уровнях доказать, что новый танк должен иметь исключительно гусеничный движитель. И попадает «между молотом и наковальней».
Если необходимость противоснарядного бронирования ни у кого не вызывала сомнения, то в отношении к выбору движителя (гусеницы или комбинированный) единой точки зрения не было.
Ряд ресурсов, затрагивая эту тему, гневно клеймят «кавалеристов» из числа высшего командного состава РККА, к которым относят и Наркома обороны, в том, что их ошибочная точка зрения существенно отодвинула дату создания полноценного гусеничного танка в СССР и принятие его на вооружение. Но давайте разберёмся в этом вопросе непредвзято.
Продолжение следует
Поделитесь с друзьями: