Для того, чтобы улучшить ситуацию и повысить количество производимых плавающих танков и их качество Спецмаштрест в 1934 году начал строительство двух новых цехов на заводе № 37 и приобрёл за рубежом новое оборудование и станки. Но все принимаемые решения не давали результата. И только полная замена руководства завода позволила стабилизировать ситуацию к концу года.
В конструкцию внесли некоторые технические изменения. Новый вариант Т-37А продемонстрировал более приемлемые ТТХ. Однако на проектную мощность завод вновь не вышел. На этот раз причина заключалась в хронической недопоставке корпусов. Большую часть из них (клёпаные) поставлял подольский завод, меньшую (сварные) – Ижорский. И только целевое наращивание производственных мощностей на подольском заводе позволило решить данную проблему к весне 1936 года.
Параллельно с серийным выпуском танк Т-37А активно использовался в качестве базовой модели для проверки различных технических решений. Одним из них была попытка УММ РККА переоборудовать все танки в колёсно-гусеничные. В данном случае эта идея была реализована в металле конструктором П.Шитиковым (Т-37Б). В целом это был принципиально иной танк, в конструкции которого использовались элементы Т-37А. Танк Шитикова имел бронекорпус меньших габаритов, иную компоновку (члены экипажа располагались друг за другом) и цельноштампованную коническую башню. Меньшая масса (2700 кг) давала возможность использовать для перемещения танка на значительные расстояния серийный трёхтонный грузовик. Прототип был изготовлен в 1935 году, причём работы по данной модели начались только после личного вмешательства К.Е.Ворошилова, которому танк понравился.
Однако полевые испытания подтвердили правоту экспертов, выступавших против Т-37Б. Огромное количество недостатков, присущих указанной модели, сводило на нет единственное преимущество – меньшую массу. Через достаточно незначительный промежуток времени (3 месяца), прошедший с вынесения отрицательного решения по Т-37Б П.Шитиков предлагает проект нового танка Т-37В. Его отличительными особенностями стало заднее расположение ведущего колеса, увеличение запаса хода, дальнейшее снижение массы и улучшенное размещение членов экипажа. Однако этот проект не вызвал энтузиазма у сотрудников УММ РККА и в изготовлении прототипа было отказано.
Основными модификациями танка Т-37А, выпускавшимися серийно, являлись:
- Т-37А (серийный) в зависимости от даты изготовления указанная модель имела незначительные изменения в конструкции, но, независимо от этого, выпускалась под одним индексом. Первые экземпляры не имели боковых поплавков, вместо них стояли плоские надгусеничные полки. У них не было волноотражательного щитка. Танки поздних сроков выпуска имели пустотелые поплавки, в отличии от выпускавшихся в 1934 – первой половине 1935 годов. У этих танков поплавки заполнялись пробкой. В конструкции использовались новые материалы (например, в конце 1935 года на танковые двигатели стали устанавливать алюминиевые головки блоков цилиндров, что существенно увеличивало их мощность). Серийные танки Т-37А подразделяли на радийные и линейные. Первые имели рацию и поручневую антенну.
- Т-37А (химический) заводское обозначение БХМ – 4. в данном варианте танк оборудовался специальным комплектом съёмного оборудования и мог использоваться в качестве огнемётного или в качестве постановщика дымовых завес. Огнеметание можно было проводить на расстояниях до 25 м (15 выстрелов). В линейние части РККА поступило 75 танков (в 1935 году – 34, в 1936 – 41). Однако к апрелю 1941 года осталось только 10 танков Т-37А химических у установленным оборудованием, 4 из которых – на складском хранении. С остальных машин оборудование демонтировали.
- Т-37РТ радиофицированные танки (для внутренней связи – танкофон, для внешней – радиостанция 71-тк-1 с поручневой антенной).
В числе экспериментальных образцов, создававшихся на базе Т-37А, необходимо отметить дизельные танки. В 1935 году два Т-37А были оснащены импортными дизелями «Паркинс». Испытания показали преимущества дизельного двигателя перед карбюраторным. Но работы были прекращены, так как собственных дизелей у СССР не имелось, а закупки иностранных двигателей были достаточно проблематичны.
На базе Т-37А была создана опытная САУ, имевшая на вооружении пушку 20-К калибра 45 мм. Несмотря на ряд безусловных преимуществ (усиление огневой мощи, низкий силуэт…), САУ в серийное производство не пошла. Так как конструкция получилась недостаточно надёжной, излишне тяжёлой и имела малый возимый боекомплект. А командиру было крайне сложно вести огонь из-за функциональной перегруженности.
Из-за сложностей с выпуском серийных танков было упущено время. Модель Т-37А в 1936 году уже исключили из списка перспективных. Военная приёмка и строевые части указывали на большое количество недостатков технического характера, присущих Т-37А. Единственной возможностью их устранения являлась глубокая модернизация машины.
Результатом этой работы стал появившийся в 1936 году вариант с заводским обозначением 09А, в последующем получивший в войсках индекс Т-38, при создании которого удалось устранить большую часть выявленных недостатков, которые были присущи Т-37А. Новая модель полностью заменила Т-37А.
За время серийного выпуска данного малого плавающего танка (1932-1936) завод № 37 смог произвести 2552 танка (включая прототипы и опытные образцы). Из них 643 танка были оборудованы радиостанциями, а 1909 относились к линейным танкам.
Поделитесь с друзьями: