Разработчик: КБ 24 завода 3 183 (ХПЗ)
Начало работы над проектом: 1941
Изготовление первого опытного экземпляра: были изготовлены только масштабные макеты с различными образцами вооружений
Судьба проекта: в связи с началом войны и эвакуацией завода работы свернули. К наработкам вернулись в 1951 году.
Рис. Танк А-44.
Мало кому известно, что весной 1941 года ХПЗ, параллельно с работами над проектом танка Т-34, вел разработку ещё одного проекта среднего танка, имевшего заводское обозначение А-44. Причём прорабатывалось одновременно несколько вариантов его бронирования и вооружения. Работы курировал лично генеральный конструктор А.А.Морозов.
В то время завод № 183 (ХПЗ) являлся ведущим советским предприятием, занимавшимся танковой тематикой. Требования к проекту нового танка были сформулированы в специальном дополнении к приказу № 192, изданному 10.05.41 НКСМ. Согласно выданному заводу ТТЗ, новый танк должен был иметь боевую массу, не превышающую 29,5 тонн.
Рис. Разрез танка А-44 с пушкой ЗиС-4.
Также регламентировалась толщина и углы наклона броневых листов и требования к основному вооружению. По мнению наркомата в качестве основного вооружения на новом танке можно было использовать либо пушку ЗиС-4 калибра 57мм, либо орудие ЗиС-5 калибра 76,2мм. Причём первое, согласно ТТЗ, требовалось устанавливать совместно с двумя спаренными с ней пулемётами ДТ-29. Кроме основного вооружения на новом танке необходимо было предусмотреть установку двух спаренных пулемётов ДТ-29, играющих роль оружия вспомогательного (у стрелка-радиста в лобовой части танкового корпуса и в корме башни). Вместо передних пулемётов предусматривалась также возможность установки на новой машине фронтального огнемёта с запасом смеси не менее, чем на 10-15 выстрелов.
Рис. Танк А-44. Макет в масштабе 1:10.
Танк должен был иметь радиостанцию, возимый боекомплект не менее 100 выстрелов и 6000 патронов. Для танка с чисто огнемётным вооружением количество размещаемой огнесмеси должно было обеспечивать совершение 90 и более выстрелов, а количество патронов сокращалось до 4500 штук.
Рис. Танк А-44 с пушкой ЗиС-4. Виды сбоку и спереди.
В качестве двигателя для новой машины планировалось использовать новый 600-сильный дизель. При этом расчётная скорость танка должна была составлять не менее 55 км/час.
Трансмиссия гусеничного хода предусматривала использование индивидуальной торсионной подвески для каждого опорного катка, имеющих, кроме этого, ещё и внутреннюю амортизацию.
Переговоры между членами экипажа должны были осуществляться с использованием внутренней световой сигнализации командир – механик-водитель, а также радиостанции КРСТБ, имевшей ТПУ-3.
Вышеназванным приказом требовалось завершить разработку проекта и изготовить два опытных экземпляра уже к середине октября 41 года, а в ноябре (до 25.11.41) представить отчёт о пройденных ими испытаниях в НКО СССР.
Ход работ по проекту А-44 курировал лично Нарком обороны СССР К.Е.Ворошилов. в процессе проработки проекта выяснилось, что машина не вписывается в заданные массовые характеристики, если бронировать её согласно требованиям ТТЗ. С личного разрешения Ворошилова этот вопрос решили просто, перевели проект А-44 в категорию тяжёлых танков. и работы были продолжены.Новый танк получил необычную для советских машин компоновку. Боевое отделение было перемещено в корму, моторно-трансмиссионный отсек занял носовую часть корпуса. Здесь же находилось отделение управления, в котором были предусмотрены рабочие места для двух членов экипажа: стрелка-радиста и механика-водителя, размещавшиеся одно за другим. Двигатель танка устанавливался в его средней части вдоль продольной оси.
Рис. Макет танка А-44 в масштабе 1:10 с пушкой ЗиС-4
В боевом отделении располагались командир танка (за наводчиком), заряжающий (справа от пушки) и наводчик (слева). На верхнем башенном срезе смонтировали дополнительное место наблюдения для командира с улучшенным панорамным обзором (командирская башенка). Здесь же установили спаренный зенитный пулемёт ДТ.
А-44 должен был иметь индивидуальную торсионную подвеску. В его гусеничном движителе насчитывалось 14 опорных катков, имеющих внутреннюю амортизацию, и 8 поддерживающих. Задние колёса выполняли роль направляющих колёс, а передние – ведущих.
Для размещения личного состава было предусмотрено четыре люка: два в башне, один у радиста, один у водителя. Оба последних – в крыше корпуса танка.
В опытных образцах расстановку вооружения, заданную заказчиком, не меняли. Исключением являлся только третий вариант вооружения, прорабатывавшийся в инициативном порядке, когда танк планировалось вооружить пушкой ЗиС-6 калибра 107мм. В связи с тем, что рабочих вариантов стало три, незначительно поменялось размещение боекомплекта и количество выстрелов для орудия. Для ЗиС-4 и ЗиС-5 оно составило 160 единиц, для ЗиС-6 – 60. Для вентиляции боевого отделения при ведении стрельбы в крыше башни была предусмотрена вытяжка.
Рис. Танк А-44 с пушкой ЗиС-5. Основные проекции
Танк имел противоснарядное бронирование с толщиной лобовых броневых листов (в зависимости от типа орудия) соответственно 79, 90 и 120мм. Полная масса танка, в зависимости от использованного орудия, составила соответственно 57мм/36 т, 76,2мм/40 т, 107мм/50 т.
Рис. Танк А-44 с пушкой ЗиС-5. Реконструкция
Вторую и третью модификацию танка решено было оснащать новым дизелем В-6, мощностью в 850 л.с. КПП и трансмиссия были адаптированы как к первому. Так и ко второму типу дизеля.
Запас хода новой машины составлял, согласно расчётам 300 км, 270 км и 250 км соответственно.
Проект получил положительную оценку, но начавшаяся война заставила свернуть все работы.
Поделитесь с друзьями: