Первый средний танк СССР Т-12/Т-24

Проблемы, постоянно возникающие в процессе доведения танка Т-12 до требуемых параметров, побудили высшее командование РККА в конце 1929 года принять решение о параллельной разработке ещё одной модели маневренного танка, которой присвоили индекс Т-24. Московское ГКБ ОАТ в мае 1930 года совместно с конструкторами из Харькова завершает работу над созданием танка.

Т-24 на полигонных испытанияхВ отличие от Т-12 новая машина имеет меньшую толщину броневых листов (для вертикальных плит – 20 мм, для горизонтальных – 8,5 мм), увеличенный запас хода,  получает основную башню новой конструкции (цилиндрической формы). Бронекорпус подвергся коренной перепланировке: топливные баки вынесены из кормового отделения в ниши, размещающиеся по бокам, в носовой части освобождено место для радиостанции. Масса танка возросла до 18,5 тонн.

танк Т-24Маневренный танк Т-24 появился на полигоне в конце июля 1930 года. В это время там завершались испытания танка Т-12. Было принято решение о проведении сравнительных испытаний этих образцов. 24.07.30 – первый день сравнительных испытаний. Восторгов новая машина не вызвала. По своим характеристикам она почти полностью была идентична Т-12. 27.04.30 планировалось проведение огневых испытаний. На новый танк установили башню от Т-12. Вместо планируемой к установке танковой пушки ГУВП образца 1925 года танк вооружили 45 мм пушкой Соколова. При выходе на огневые позиции танк загорелся. Пожар удалось потушить, но машина к дальнейшим испытаниям оказалась полностью непригодна. Тем более, что пушку благополучно… сломали, когда возвращали башню обратно на Т-12.

средние танки Т-24 и Т-12 на полигонеА долгожданная ГУВП появилась только в 1932 году. Разрабатываемая параллельно с ней 57 мм гаубица под руководством П.Сяченова содержала в своей конструкции по-настоящему революционные для своего времени решения. Но конструктора признали «врагом народа» и эти технические решения были воплощены в металле только в пушке ПС-3, калибра 76.2 мм.

Согласно генеральному плану серийный выпуск нового танка Т-24 планировали организовать на двух заводах, харьковском и челябинском. До конца 1931 года должно было быть изготовлено 200 танков. Но коллективы заводов приняли повышенные обязательства и заявили о готовности произвести 300 танков. Фактически за этот период было изготовлено всего 24 машины, из них 8 – в 1930, остальные – в первом полугодии 1931 года. Всего произведено 26 башен, 25 корпусов и 28 шасси. Официально причиной этого названы низкие ТТХ танка Т-24. однако данный факт не помешал организации серийного производства МС-1 или первых Т-26.

танк Т-24Ответ на вопрос мы можем найти в переписке того периода между Халепским И.А. (в то время являлся начальником управления моторизации и механизации РККА), Заславским В.И. (в то время ведущий инженер проекта Т-24) и Ворошилова К.Е. (Наркомвоенмор СССР). Халепский всячески превозносил перед Ворошиловым танк , который в это же время разрабатывался немецким инженером Э.Гроте(индекс проекта – ТГ). И всемерно хаял разработки других КБ. Получавший подобную информацию Ворошилов конструкторам, работавшим по проектам Т-12/Т-24 и по закупленному недавно танку Кристи (прототип БТ) на все просьбы о помощи отвечал, чтобы те обходились собственными силами. А всё приоритетное финансирование и поставки дефицитных материалов и оборудования шли на ТГ.

средний танк Т-24 во дворе ХТЗВ таком состоянии дела находились более года. Заводы сидели на «голодном пайке», а УММ РККА ждали завершения работ над ТГ.

В 1932 году было принято окончательное решение о том, что ТГ на вооружение приниматься не будет. К этому времени мощности ХПЗ (с 01.07.31) уже были загружены выпуском танка БТ, создаваемого на базе танка Кристи. Первые характеристики нового танка показали его превосходство над Т-12/Т-24. И проект закрыли.

Подводя краткий итог недолгой жизни Т-24 можно сказать, что эта модель явилась первой в череде наших средних танков. И пусть она была несовершенной, свою важную роль в развитии советского танкостроения она сыграла. При создании танка Т-24 конструкторы нарабатывали бесценный опыт, находили оригинальные технические решения. И без этих проб и ошибок отечественного танкостроения в его нынешнем виде не существовало бы.

 

 

 

Поделитесь с друзьями:

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

CAPTCHA image
*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>