Часть 1
Анализируя то, что происходит с отечественной бронетанковой техникой в настоящее время, я пытался составить собственную точку зрения на происходящее и понять – пойдут ли проводимые работы во благо или вновь придётся вспомнить о том, что «благими намерениями…». И опять платить за ошибки большой кровью.
В этом цикле статей сделана попытка анализа того, каким путём идёт мировой танкопром. Как меняются взгляды военных теоретиков на войны ХХI века и, в связи с этим, как меняются требования к самому танку, как образцу вооружения и военной техники.
Безусловно, что данный анализ невозможно проводить только для российских ВС, без учёта факторов, присущих развитию армий ведущих государств мира, определяющих реальную военно-политическую ситуацию на нашей планете.
Итак, о чём говорит нам опыт первого десятилетия нового века? О том, что практически во всех региональных и локальных военных конфликтах, прямо или опосредованно, но ВСЕГДА и ВО ВСЕХ, активно участвуют воинские формирования стран-участниц НАТО. Если в зоне военного конфликта нет открытого участия их воинского контингента, то современные образцы ВВТ, произведённого в этих странах, выступают в качестве одного из определяющих факторов.
Отсюда сам собой напрашивается вывод о том, что при возможном возникновении в обозримом будущем в непосредственной близости от границ России конфликтных ситуаций вероятность противостояния наших ВС с контингентом данного блока или с образцами ВВТ НАТО близка к 100%.
Поэтому нынешняя реформа должна решить важнейшую задачу. Боевой потенциал наших ВС должен стать, как минимум, адекватным тому, который имеет (и планирует иметь) вероятный противник.
Перед сухопутными войсками НАТО на сегодняшний день поставлена следующая задача: находиться в постоянной готовности к немедленному началу и решительному ведению боевых действий в любой точке мира с целью достижения победы в кратчайшие сроки и с минимально возможными потерями. Позволю себе процитировать начальника штаба командования США по строительству ВС Томаса Ф.Пейджа: «Устойчивые стратегические потребности сухопутных войск требуют создания целевой силы, которая обладает быстротой реагирования и господством, необходимым для обеспечения национальной стратегии боя и его развития. Сухопутная сила должна иметь возможность выдвижения в любое место мира за считанные часы, а не за дни и недели, и она должна быть решающей силой в любой момент, в любом месте и в любой обстановке. Такая сила, которую уважают и боятся, предотвратит много конфликтов. Если устрашение не сработает, сухопутные войска должны быть способны быстро отреагировать на кризисную ситуацию».
Бронетанковая составляющая играет немаловажную роль в создании западной (и не только) «армии ХХI века». Причём явно просматривается тенденция решения стратегических задач не количеством танков, а их качеством. В связи с последним существенно пересмотрены требования к «танку будущего».
Попробуем эти требования сформулировать. Для большей конкретики разобьём их на несколько разделов. В первую очередь необходимо рассмотреть оперативно-тактические требования к новому танку. Именно они лежат в основе ТЗ, которое выдаёт заказчик заводам-изготовителям и КБ. Итак, современный танк должен:
- Иметь способность успешно действовать в группе и автономно, в любых погодно-климатических условиях, в любое время года и суток;
- Новый танк должен обладать высокой оперативно-тактической мобильностью. Это достигается возможностью его переброски в нужное место в том числе и авиатранспортом. Последнее налагает массовые ограничения на новую машину. То есть танк ХХI века не должен быть тяжелее 40-45 тонн. При этом необходимо сохранить его показатели защищённости;
- Танк должен изначально иметь большой потенциал для модернизации, который позволит увеличить его жизненный цикл до 40 и более лет (именно это мы видим в настоящее время);
- Бронетехника, используемая на континентальном ТВД, должна иметь максимальную унификацию, что повышает качество разработок, снижает эксплуатационные и производственные расходы;
- Конструкция новой боевой машины должна позволять единовременно принимать на вооружение широкую гамму машин на едином шасси, включая боевые машины и машины тылового и боевого обеспечения;
- Качественная эксплуатация новых образцов бронетехники невозможна без эффективно действующей системы МТО, в которую органично должны вписаться новые образцы ВВТ.