Часть 3. Броня проиграла снаряду?
То, что наш танкопром сегодня очутился в положении «витязя на распутье» во многом, на мой взгляд, связано не только и даже не столько с вопросами конъюнктуры (как технологической, так и экономической) но и с отсутствием единого понимания места и роли танка в возможных вооружённых конфликтах в будущем.
Отдельные теоретики выступают с заявлениями о том, что танк, как образец военной техники, в будущих «бесконтактных» войнах будет гарантированно уничтожен противотанковыми средствами противника (воздушными и наземными) ещё на пути к переднему краю. Одним из главных подтверждающих этот тезис аргументов представители данной точки зрения считают большие потери, понесённые иракскими бронетанковыми силами в ходе последнего военного конфликта между Ираком и США. Развёрнутая в последнее время в СМИ «похоронная компания» перспективного отечественного танка Т-95, сулит ему гарантированную кончину на современном поле боя. При этом всяческие «эксперты» перечисляют множество разновидностей боеприпасов вероятного противника, которые, по их мнению, легко могут вывести наш танк из строя. Несмотря на его активную броню и динамическую защиту.
Люди, которые знают о войне и о том, что такое танк, не по наслышке согласиться с уготованной этой грозной машине отдельными теоретиками ролью «удобной мишени» не могут категорически.
«Бесконтактная война» термин достаточно конкретный и корректный. Он обозначает ситуацию, при которой одна сторона может наносить поражающие удары по противнику не входя в зону, в которой он может оказать адекватное противодействие. В той же войне между Ираком и США использовали свои ударные вертолёты для поражения танков на расстояниях 5 — 6 км, оставаясь при этом недосягаемыми для них. Но это нельзя ставить в вину танкам, это — проблема ПВО.
Танк, хоть и является совершенным оружием, не может быть универсальным средством. Он обязательно должен тесно взаимодействовать в современной войне с другими родами войск:ПВО, пехотой, фронтовой авиацией. Ярчайший пример непродуманного использования танков — памятный штурм Грозного, когда танки без поддержки пехоты бросили в уличные бои. Хотя та же БМПТ «Терминатор», известная разработка УВЗ (Н.Тагил), могла кардинально изменить ситуацию. Кстати, на вооружение она не принята до сих пор. Колоссальные потери в этих боях, не подтверждение слабости танка, как оружия современного боя, а яркий пример некомпетентности должностных лиц, отдававших приказы.
И пример совсем другого рода. Действия многонациональных сил в Афганистане. Очень часто контингенты той или иной станы запрашивают танковую поддержку. Хотя ни сплошной линии фронта, ни укреплённой линии обороны тут нет. Альтернативы танку на сегодняшний день нет. Более надёжную защиту для пехоты не может предоставить ни один из существующих образцов военной техники.
И задачи, которые призваны решать танки в современных военных конфликтах мало чем отличаются от тех, которые им приходилось решать ранее. Это поражение бронетехники вероятного противника, его пехоты, укреплений, и оборонительных сооружений.
Танк это не оружие обороны, как пытаются доказать в настоящее время наши теоретики от армии. Он должен одинаково эффективно использоваться также и в наступательных боях и, при необходимости, во встречных танковых.
Поделитесь с друзьями: