И снова про «Армату»

Ни у кого не вызывает ни малейшего сомнения тот факт, что российской армии нужен не просто новый, а принципиально новый ОБТ. В условиях обостряющегося экономического кризиса, в связи с событиями на западных границах, высказываниями первых лиц ведущих государств НАТО, которым срочно нужен внешний виновник ухудшения жизненного уровня их граждан и снижения благосостояния подавляющего большинства жителей европейских государств и США единственным весомым аргументом, понятным всем «горячим головам» является военная сила. Так было. Так есть. И так будет ещё достаточно продолжительное время.

Тяжёлая БМП на платформе АрматаСлава Богу, у нашей страны, наконец, появился руководитель, который не просто понимает, ЧТО и КАК надо делать, но и реально делает это. Но ни поступающие сейчас в войска во всё возрастающих количествах Т-72 «суперпоследних» модернизаций, ни Т-90 кардинально ситуацию улучшить не в состоянии. Нужен танк следующего поколения, который минимум 10-15 лет будет в состоянии эффективно противодействовать танкам вероятного противника. Включая танки, которые в настоящее время находятся ещё на стадии ОКР.

Именно этим вызван столь пристальный интерес к проекту «Армата». Ведь одна из машин, создаваемых на её платформе, и есть тот самый долгожданный танк.

Новую машину обещали во всей красе показать на параде уже в 2015 году. Но, «гладко было на бумаге…». Помимо воли невольно напрашивается сравнение с машиной, которая, по своей конструкции и вооружению, являлась лучшей в мире и могла быть таковой даже сегодня, но в серию так и не пошла. Многие понимают, что я имею в виду,  так и не расправившего свои крылья «Чёрного орла»

 Поэтому я позволил себе отложить плановые статьи, над которыми работал, и постараюсь кратко изложить положение дел с нашей долгожданной машиной, со ссылкой на официальные источники и первыз лиц. отвечающих за реализацию указанного проекта.

Я планирую уложиться в три статьи. А там, как получится.

ЧАСТЬ I

«Что имеем на сегодня?»

 

T-99 вариантНачинать разговор следует с понимания того, какие преимущества заложены в новом проекте. Прежде всего, следует отметить, что в рамках его реализации впервые создаётся единая платформа для бронетанковой техники различных классов. Позволю себе напомнить об некоторых образцах: основной танк, БМП тяжёлого класса, САУ.

Реализация указанного проекта существенно облегчит кооперативные связи различных предприятий и организаций, вовлечённых в его реализацию. После развала СССР многие связи прервались и на восстановление требуются до сих пор, достаточно много средств и сил.

Второй плюс. Единая платформа минимизирует расходы на ремонтные работы и существенно сократит сроки их выполнения. Значительно упростится вопрос снабжения войск запчастями и т.п. Решить подобную задачу пытались ещё в СССР, но до стадии практической реализации указанная тема дошла только сейчас.

Какие проблемы поджидают наш ВПК на этом пути?

Основные проблемы непосредственно увязаны с технологическими возможностями и производственным потенциалом предприятий, участвующих в реализации проекта. Одним из основных требований является минимально возможное переоснащение имеющихся у них производственных мощностей.

Вторая проблема вызвана тем, что у вышеперечисленных образцов совершенно различное вооружение, они предназначены для решения разных тактических задач. соответственно, к ТТХ каждого из них предъявляются различные требования.

Общепринятым мнением стало, что разработкой новой платформы занимается исключительно УКБТМ. Но такая работа одному КБЮ даже самому мощному, не по силам. Реально в реализации указанной программы принимают участие свыше двадцати профильных КБ. А на Нижнетагильское КБ возложена роль Генподрядчика. Концепция, положенная в основу указанной идеи, была выдвинута ЦКБ «Уралтрансмаш» (ныне уже не существующему) и Омскому КБТМ.

На сегодняшний день происходит сборка первых опытных машин в металле. эта работа проходит в Нижнем Тагиле.

САУ КоалицияИнтеграция двух десятков КБ и нескольких заводов, вопрос сложный, но, как показывает практика, решаемый. А вот насколько сложным будет вопрос налаживания серийного производства всего модельного ряда техники, который планируется выпускать на базе новой платформы?  Ответа на этот вопрос (обоснованного и подтверждённого соответствующими расчетами) на сегодня НЕТ!

Влияние на состояние СВ России новые боевые машины на платформе «Армата» окажут положительное. С этим никто не спорит. Но вот оценивают указанное влияние исключительно с количественной точки зрения. А вопрос о том, какое влияние эта техника окажет (и окажет ли?) на выбор направления дальнейшего развития ВВТ, до сих пор в полном объёме не проработан.

По мнению источника в МО на окончательную доводку нового танка необходимо ещё минимум 2 ГОДА. Реальная готовность машины к практическим испытаниям оценивается … в 15%. А всё остальное «мыльные пузыри», раздуваемые с целью увеличения объёмов финансирования проекта.

Показать то, что есть, не проблема. По внешнему виду ОБТ или САУ особых выводов об их ТТХ не сделаешь. Но показывать НЕЧЕГО, т.к. сама платформа конечным продуктом не является. Вот тут и раздувается ореол «абсолютной секретности».

Попробуйте ответить сами себе на простой вопрос. Почему в Н.Тагиле на выставке в 2013 году показали ТОЛЬКО боевой модуль САУ «Коалиция» (этот многострадальный проект мурыжат уже более 10 лет) на шасси КамАЗа? Показать и рассказать можно всё, что угодно. Но совсем не факт, что техника пойдёт в войска именно в таком виде.

В чём же причины такого расхождения «слова и дела»?

Вопрос недостатка финансирования в данном случае даже не озвучивается. ТЗ заказчик выдал своевременно и в полном объёме. Позволю себе в качестве ответа привести цитату, авторство которой приписывают директору НИТИ: «Вы нам скажите либо как делать, либо что делать. В первом случае получите то, что хотите видеть Вы, во втором – готовый продукт для эксплуатации».

Т-99 вариантЖёсткое выдерживание сроков всегда являлось одним из главных врагов качественного продукта. Безусловно, техника по Красной Площади пройдёт. Но далеко не факт, что именно та, которая будет принята на вооружение.

Расхожим мнением в СМИ стало то, что «Армата» и танк, создаваемый на её основе, будет максимально «напичкана» новейшими техническими и конструкторскими решениями. Насколько это отвечает реальному положению дел?

Фактически платформа почти на 70% создана с применением технических решений, хорошо зарекомендовавших себя на иных объектах бронетехники. В то же время удалось унифицировать платформу подо все типы бронетехники, упоминавшиеся ранее (включая не только замену агрегатов). Компоновка является абсолютно новой. Нашим конструкторам удалось «впихнуть невпихуемое». Но это не окончательный вариант. Скоро должен поступить новый двигатель, созданный специально для «Арматы», и придётся многое переделывать заново.

тяжёлая БМПВопрос о необитаемом боевом модуле действительно решён. А вот вопрос разделения боеукладки и экипажа пока в стадии проработки. Объясняется это очень просто. На сегодня готов только ОДИН боевой модуль.  Бронекапсула в конструкцию заложена изначально, но вот сколько изменений в него внесут, пока доведут «до ума» и как это будет выглядеть после завершения всех работ, сказать сегодня не может никто.

Упорно муссировавшиеся слухи о том, что танковые орудия калибра 125 мм – «бесперспективны» оказались только слухами. Германские 120 мм пушки прекрасно продаются. Потом, что значит «нет будущего». А относительно чего?

И ещё один немаловажный вопрос. Орудийными стволами в России занимается единственное предприятие.   Сколько проблем потянет за собой необходимость его переоборудования? И предпочесть калибр 152 мм (благо есть уже готовое отработанное орудие, созданное для «объекта 195»), это тоже не выход. Рост калибра автоматически потянет увеличение массы снаряженной машины, отсюда – снижение проходимости, скорости и маневренности. Дальше – уменьшение возимого боекомплекта, скорости перезарядки, скорострельности, ресурса трансмиссии …

Поделитесь с друзьями:

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

CAPTCHA image
*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>