Часть 2 или почему отказались от Т-95
Ответ на вопрос, почему отказались от завершения работ над почти готовой машиной и открыли новый проект «с чистого листа» до сих пор не получил официального объяснения.
Генерал Маев, вспоминая о заседании ВПК, на котором был поднят данный вопрос (кстати, с подачи бывшего начальника АБТУ некоего господина Ершова) отмечал, что информировал собравшихся о том, что для окончания работ над Т-95 и запуска танка в серийное производство осталось изготовить ещё одну опытную машину. Цена вопроса – 500 000 000 рублей.
Согласитесь, что это не Бог весть какая сумма для ВПК. Тем более, что эти средства уже были выделены на проект «Совершенствование – 88». Из 2,2 млрд. рублей, которые правительство выделило на создание танка, к тому времени было израсходовано всего 1,5 млрд. оставшихся 700 млн хватало на изготовление ещё одного опытного экземпляра Т-95 и завершение государственных испытаний.
Однако в завершении работ было отказано под тем предлогом, что новый танк крайне сложен в техническом отношении, очень дорог и не будет освоен экипажами, даже из числа контрактников.
Генерал Маев указывал на то, что новый проект с упрощёнными характеристиками это шаг назад. А его реализация в полном объёме обойдётся казне значительно в большую сумму, чем требуется израсходовать сейчас.
Трудно сказать, насколько главному конструктору «Арматы» Андрею Терликову, удалось (или удастся) воплотить в её конструкции лучшие технические решения так и не взлетевшего «Чёрного орла».
Будем надеяться на то, что «тяжёлая универсальная гусеничная платформа» (именно так официально именуется данная машина) станет настоящим революционным прорывом в мировом танкостроении. Хотя российские конструкторы уже сделали это в 2003. смогут ли они повторить это в 2013?
Сильно сомневаться в этом причин предостаточно. Например, в отличии от Т-95 на «Армате» вместо 152 мм пушки вновь установили 125 мм. Объективные предпосылки к этому были. Танковая пушка такого калибра – очень сложное изделие. При работах по проекту «Совершенствование – 88» первую пушку на испытаниях разорвало на восемьдесят шестом выстреле. Причину нашли. При внутреннем давлении в 3000 атмосфер на штатных танковых пушках, давление в новой достигало 7500 атмосфер. Новые боеприпасы обладали очень высокой агрессивностью порохов и начальной скоростью. Потребовались длительные исследования и испытания, чтобы создать ствол, выдерживающий 280 выстрелов. Кстати, выстрелы для данной пушки тоже достаточно сложны в производстве. Наверное поэтому в проекте «Армата» решили не мудрить и взять то, что есть.
Хотя ещё генерал Галкин, в свою бытность начальника ГАБТУ, предостерегал от снижения калибра, отмечая, что этим провалится вся идея новой машины. И объяснял это достаточно доходчиво. У США уже есть отработанная 140 мм танковая пушка. Поставив её на «Абрамсы» при их очередной модернизации, они сделают «Армату» с её 125 мм неконкурентоспособной на поле боя в любых ситуациях.
Создав «Чёрного орла» российские танкостроители взяли высочайшую планку, до которой «Армата» даже сегодня не дотягивается. А ведь Т-95 это проект года 2003. И вероятный противник на месте не стоит.
Не слишком ли высокую цену нам вновь и вновь приходится платить за амбициозные замашки доморощенных «Буонопартиев», возжелавших снискать славу гениальных танкостроителей? И когда, наконец, виновные в подобных деяниях, будут получать по заслугам?
Вопрос риторический…
Поделитесь с друзьями: