Трофейная техника широко использовалась всеми воюющими странами в годы II Мировой с самых первых её дней. Первый официально зарегистрированный случай использования немецких танков частями Красной Армии датирован 27.06.1941 года, когда подвижная группа нашего 8 мехкорпуса захватила под Луцком 13 технически исправных немецких танка Т- III и Т — IV (Pz.Kpfw.III и IV соответственно).
Эти танки использовали для ночного диверсионного рейда по ближним тылам немецких частей, готовившихся к наступлению. Широко известен своей результативностью рейд колонны Т-III под командованием старшего сержанта Барышева (Волховский фронт, апрель 1942).
Обычно специальные подразделения под трофейную технику не создавали. Были только временные (под конкретную задачу) батальоны, роты, отряды. Технику использовали до окончания боеприпасов, топлива, запчастей. В период с 1941 по 1943 годы использование немецкой трофейной техники достигло своего пика. Её восстановлением и ремонтом занималось несколько заводов. Только в Москве — два: ВИМ и «Подъёмник». Причём ВИМ занимался этим до 1943 года, ремонтируя не только немецкие, но и чехословацкие и даже французские танки. Устанавливали отечественные двигатели и вооружение — и на фронт.
В феврале 1942 года на ВИМ доставили 3 командирских танка KI.Pz.Bfwg, изготовленных на шасси лёгкого танка Pz.Kpfw.I.Ausf. Пушек на них не было, а радиосредства для РККА практически применить было невозможно. Но в войсках катастрофически не хватало танков. И на заводе объявили конкурс на оснащение этого «неликвида» отечественными пушками. Выбирать особенно было не из чего. В запасниках завода на этот момент находилось 40 пушек калибра 20 мм марок ТШН и ШВАК (авиационные) и пятью танковыми пушками образца 1938 года (калибр 45 мм).
Победил проект Белякова, согласно которому из трофейного танка удалили пулемёт и радиостанцию, а в увеличенную шаровую опору башни установили 20 мм ШВАК. В марте 1942 два из трёх танков, переоборудованных подобным образом, отправили в действующую армию.
О том, что использование трофейных немецких танков носило массовый характер можно судить по факту издания специальной «Памятки» по использованию этих машин, являвшейся своего рода мини инструкцией по эксплуатации по основным танкам и бронеавтомобилям, мотоциклам и тягачам Вермахта.
В ноябре 1942 года были изданы «Руководства службы» по танкам Pz.Kptw.III и 38(t), а в 1944 по танку «Пантера» (Pz.Kpfw.V). Трофейные Т-V очень высоко ценились в войсках, комплектовались исключительно хорошо подготовленными экипажами и выполняли, в первую очередь, роль истребителей танков противника. А Т-III составлял предмет мечтаний многих советских командиров: комфорт, связь, отличная оптика и высокая скорость.
Широко использовались трофейные бронетранспортёры. Любопытный факт: на захваченных в ноябре 1943 года под Фастовом (Украина) 30 исправных немецких БТР, переданных для дальнейшей эксплуатации 25 танковой дивизии и прослуживших до конца войны водителями остались... сами немцы.
Имели место случаи захвата (1943-1944) тяжёлых танков «Тигр».
Самой яркой и запоминающейся страницей использования трофеев стало создание на базе Т-III советской САУ СУ-76И (1943 год).
К началу Великой Отечественной на вооружении бронетанковых частей РККА САУ практически отсутствовали. Поэтому при любой возможности командование частей и подразделений прибегало к использованию трофейных машин. Первый подобный случай датирован августом 1941 года, когда под Киевом (село Вита Почтовая) было захвачено два штурмовых орудия StuG.Ш.
КБ завода № 592 по собственному почину разработало весной 42 года САУ, получившую индекс СГ-122А на шасси StuG.III Ausf на которую установили модернизированную дивизионную гаубицу калибра 122 мм (М-30). Рубку имевшегося шасси нарастили бронелистами. В мае 1942 обе САУ были готовы к применению. В серию машина не пошда. Не хватало трофейных шасси. В июле 42 обе самоходки прошли испытания на подмосковном полигоне. По их результатам вышло постановление ГКО № 2758сс согласно которому танковый завод №37 и ЦАКБ должны были в кратчайшие сроки создать опытный образец СУ на шасси трофейных Т-III и Т — IV. Установки были изготовлены и получили наименования СУ-76И и СУ-122 И (И- иностранная). После разносторонних испытаний СУ-76 приняли на вооружение и рекомендовали к серийному производству.
Танковая пушка Ф-34 калибра 76 мм устанавливалась в броневой рубке, которая монтировалась на шасси Т-III. Получалась САУ СУ-76. Вся ходовая часть оставлялась практически неизменной. А рубка сваривалась из бронелистов (катаных) и болтами крепилась на корпус. 96 выстрелов для орудия составляли боекомплект САУ. Кроме этого было 25 гранат и 15 дисков к ППШ.
Простота конструкции новой самоходки фактически диктовалась желанием выиграть время для налаживания выпуска СУ-76М (нижние чертежи и нижнее фото). О боевом применении данной техники достоверной информации практически не сохранилось.
Единственный уцелевший экземпляр СУ-76И был установлен как памятник в г.Сарны Ровенской обл. Его судьба в настоящее время неизвестна.
Более подробную информацию о модели можно посмотреть в журнале «М-К» № 3 за 1998 год.
Поделитесь с друзьями: