Воюем на трофеях. СУ-76И

Трофейная техника широко использовалась всеми воюющими странами в годы II Мировой с самых первых её дней. Первый официально зарегистрированный случай использования немецких танков частями Красной Армии датирован 27.06.1941 года, когда подвижная группа нашего 8 мехкорпуса захватила под Луцком 13 технически исправных немецких танка Т- III и Т — IV (Pz.Kpfw.III и IV соответственно).

Эти танки использовали для ночного диверсионного рейда по ближним тылам немецких частей, готовившихся к наступлению. Широко известен своей результативностью рейд колонны Т-III под командованием старшего сержанта Барышева (Волховский фронт, апрель 1942).

СУ-76И на испытательном полигоне 1943 годОбычно специальные подразделения под трофейную технику не создавали. Были только временные (под конкретную задачу) батальоны, роты, отряды. Технику использовали до окончания боеприпасов, топлива, запчастей. В период с 1941 по 1943 годы использование немецкой трофейной техники достигло своего пика. Её восстановлением и ремонтом занималось несколько заводов. Только в Москве — два: ВИМ и «Подъёмник». Причём ВИМ занимался этим до 1943 года, ремонтируя не только немецкие, но и чехословацкие и даже французские танки. Устанавливали отечественные двигатели и вооружение — и на фронт.

В феврале 1942 года на ВИМ доставили 3 командирских танка KI.Pz.Bfwg, изготовленных на шасси лёгкого танка Pz.Kpfw.I.Ausf. Пушек на них не было, а радиосредства для РККА практически применить было невозможно. Но в войсках катастрофически не хватало танков. И на заводе объявили конкурс на оснащение этого «неликвида» отечественными пушками. Выбирать особенно было не из чего. В запасниках завода на этот момент находилось 40 пушек калибра 20 мм марок ТШН и ШВАК (авиационные) и пятью танковыми пушками образца 1938 года (калибр 45 мм).

Чертежи СУ-76ИПобедил проект Белякова, согласно которому из трофейного танка удалили пулемёт и радиостанцию, а в увеличенную шаровую опору башни установили 20 мм ШВАК. В марте 1942 два из трёх танков, переоборудованных подобным образом, отправили в действующую армию.

О том, что использование трофейных немецких танков носило массовый характер можно судить по факту издания специальной «Памятки» по использованию этих машин, являвшейся своего рода мини инструкцией по эксплуатации по основным танкам и бронеавтомобилям, мотоциклам и тягачам Вермахта.

чертежи САУ СУ-76ИВ ноябре 1942 года были изданы «Руководства службы» по танкам Pz.Kptw.III и 38(t), а в 1944 по танку «Пантера» (Pz.Kpfw.V). Трофейные Т-V очень высоко ценились в войсках, комплектовались исключительно хорошо подготовленными экипажами и выполняли, в первую очередь, роль истребителей танков противника. А Т-III составлял предмет мечтаний многих советских командиров: комфорт, связь, отличная оптика и высокая скорость.

трофейный танк Т-IIIШироко использовались трофейные бронетранспортёры. Любопытный факт: на захваченных в ноябре 1943 года под Фастовом (Украина) 30 исправных немецких БТР, переданных для дальнейшей эксплуатации 25 танковой дивизии и прослуживших до конца войны водителями остались... сами немцы.

Имели место случаи захвата (1943-1944) тяжёлых танков «Тигр».

Самой яркой и запоминающейся страницей использования трофеев стало создание на базе Т-III советской САУ СУ-76И (1943 год).

трофейный Т-IVК началу Великой Отечественной на вооружении бронетанковых частей РККА САУ практически отсутствовали. Поэтому при любой возможности командование частей и подразделений прибегало к использованию трофейных машин. Первый подобный случай датирован августом 1941 года, когда под Киевом (село Вита Почтовая) было захвачено два штурмовых орудия StuG.Ш.

КБ завода № 592 по собственному почину разработало весной 42 года САУ, получившую индекс СГ-122А на шасси StuG.III Ausf на которую установили модернизированную дивизионную гаубицу калибра 122 мм (М-30). Рубку имевшегося шасси нарастили бронелистами. В мае 1942 обе САУ были готовы к трофейное штурмовое орудиеприменению. В серию машина не пошда. Не хватало трофейных шасси. В июле 42 обе самоходки прошли испытания на подмосковном полигоне. По их результатам вышло постановление ГКО № 2758сс согласно которому танковый завод №37 и ЦАКБ должны были в кратчайшие сроки создать опытный образец СУ на шасси трофейных Т-III и Т — IV. Установки были изготовлены и получили наименования СУ-76И и СУ-122 И (И- иностранная). После разносторонних испытаний СУ-76 приняли на вооружение и рекомендовали к серийному производству.

САУ У-76МТанковая пушка Ф-34 калибра 76 мм устанавливалась в броневой рубке, которая монтировалась на шасси Т-III. Получалась САУ СУ-76. Вся ходовая часть оставлялась практически неизменной. А рубка сваривалась из бронелистов (катаных) и болтами крепилась на корпус. 96 выстрелов для орудия составляли боекомплект САУ. Кроме этого было 25 гранат и 15 дисков к ППШ.

САУ СУ-76М образца 1944 годаПростота конструкции новой самоходки фактически диктовалась желанием выиграть время для налаживания выпуска СУ-76М (нижние чертежи и нижнее фото). О боевом применении данной техники достоверной информации практически не сохранилось.

Единственный уцелевший экземпляр СУ-76И был установлен как памятник в г.Сарны Ровенской обл. Его судьба в настоящее время неизвестна.

Более подробную информацию о модели можно посмотреть в журнале «М-К» № 3 за 1998 год.

Поделитесь с друзьями:

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

CAPTCHA image
*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>