Опыт первых месяцев применения танков на полях I Мировой войны показал, что в действующей армии имеется потребность не только в тяжёлых танках прорыва, но и в скоростных маневренных машинах для сопровождения пехоты и кавалерии при развитии наступательной операции в глубине обороны противника.
Одной из первых моделей стал «Рено FT 17» французского производства. Практически одновременно с ним появился британский МкА «Уипетт». Следующей потребностью стал сверхлёгкий танк, который предназначался бы для связи и разведки — танкетка.
Первая в мире танкетка была в 1924 году изготовлена в домашних условиях британским офицером, майором инженерных войск Дж.Мартелем из подсобных материалов. Более подробно вопрос истории создания танкетки можно проследить на этом сайте.
Лучшим образцом отечественной танкетки по праву считается Т-27. Созданная ОКБ, возглавляемым Н.Н.Козыревым, она была принята на вооружение механизированных частей РККА 13.02.31. Рассчитанная на экипаж из двух человек, вооружённая одним пулемётом ДТ, имевшим калибр 7,62 мм, карбюраторный двигатель советского производства (ГАЗ-АА) она развивала скорость, достаточно большую для своего времени, до 42 км/час. Танкетка хорошо зарекомендовала себя в борьбе с басмачеством в Средней Азии в начале тридцатых годов. До завершения их выпуска в 1933 году было изготовлено и передано в войска 3300 штук.
Шасси Т-27 использовалось для создания различных экспериментальных образцов военной техники. Например — САУ, с установленной на ней пушкой Гочкиса калибра 37 мм. Замена вооружения повлекла за собой внесение изменений в ходовую часть и конструкцию корпуса. В одном варианте в рубке устанавливалась только пушка, в другом — пушка и пулемёт. Боекомплект разместили в гусеничном прицепе. Данная модель выпускалась заводом «Большевик» - Ленинград. В 1932 на шасси Т-27 создали огнемётную танкетку.
В 1933 — 34 годах велись интенсивные работы над новой конструкцией боевой машины сопровождения конницы и пехоты, вооружённой полковой пушкой калибра 76 мм. Для размещения подобного вооружения разработали сочленённую танкетку. На одну устанавливали пушку, на другой размещался расчёт и боекомплект.
Нельзя не отметить вариант 1933 года, вооружённый безоткатной (динамореактивной) экспериментальной пушкой «К» калибра 76 мм. Низкие боевые качества данной артиллерийской системы стали причиной того, что войсковые испытания данный образец не прошёл.
Танкетка Т-27 использовалась для транспортировки по воздуху на внешних пилонах БТ-3. На ней отрабатывались вопросы десантирования техники с малых высот.
Практика войсковой и боевой эксплуатации танкеток показала, что боевые машины подобного класса в обязательном порядке должны иметь вращающуюся башню, способность самостоятельно преодолевать водную преграду и менее плотную компоновку.
Поделитесь с друзьями: