Проект разведывательного плавающего танка Т-43

Согласно принятой  1933 году «Системе ТВ (танкового вооружения) на 2-ую пятилетку» танк Т-37А было решено сохранить на вооружении РККА в существующем виде. Однако его невысокие боевые и технические возможности заставляли конструкторов и военных постоянно вести целенаправленные работы по его модернизации, а, ещё лучше, замене на более совершенную машину.

Т-43-1 1

Рис.217  Танк Т-43-1 без вооружения на колёсном ходу. Завод № 185

Одним из основных побудительных мотивов для этого стал тот факт, что планировавшееся перемещение Т-37А на дальние расстояния в кузовах грузовых автомобилей реализовать было невозможно, ввиду того, что серийное производство ЗИС и ЯАЗ освоить никак не могли. А их переброска своим ходом приводила к неоправданно большому проценту выхода машин из строя. Основными причинами этого являлись перегрев двигателя, и массовые поломки ходовой части танков.

Т-43-1 2

Рис.218  Т-43-1

Сложившаяся ситуация потребовала уже в конце 33-го года приступить к спешному проектированию нового плавающего танка с колёсно-гусеничным движителем для укомплектования им разведывательных подразделений мотомеханизированных частей РККА.

Т-43-1 3

Рис.219  Танк Т-43-1. Вид сбоку.

В декабре 1933 г. управляющий Спецмаштреста Нейман объявляет конкурс на создание проекта такого танка, которому присваивается индекс Т-43 и озвучивает размер призового фонда – 20000 рублей. В конкурсе приняли участие представители двух заводов, которые специализировались на разработке и выпуске малых и лёгких танков: опытный завод самого Спецмаштреста (им С.М.Кирова) и завод № 37 (в недавнем прошлым второй завод ВАТО). Проект, предоставленный конкурсной комиссии первым заводом, получил обозначение Т-43-1, вторым заводом – Т-43-2.

В качестве двигателя оба разработчика должны были использовать новый двигатель «Форд V-8», серийное производство которого в то время осваивал ГАЗ.

 

Т-43-1

Разработчик: КБ опытного завода им. С.М.Кирова. Ведущий конструктор проекта

Начало работы над проектом: декабрь 1933

Изготовление первого опытного прототипа: апрель 1935

Судьба проекта: Серийно не выпускался

Т-43-1 4

Рис.220  Танк Т-43-1 со снятыми гусеницами и частично демонтированной подвеской. Производство завода № 185

Данная машина имела расчётную полную массу в 3600 кг. Башня и корпус собирались из штампованных деталей и листов брони, имевших толщину от 4 до 10мм, методом клёпки. Танк имел стандартное вооружение, пулемёт ДТ-29, установленный в башне кругового вращения. В качестве одного из вариантов вооружения была просчитана возможность установки на танке пушки калибра 45мм в неподвижной рубке.

Т-43-1 23Вопрос со своевременным запуском нового двигателя в производство, в лучших традициях того времени, был успешно сорван. Поэтому в срочном порядке проект пересчитали под двигатель ГАЗ-АА, который разработчики разместили поперёк кормовой части танка. Сразу над ним на крыше корпуса установили радиатор от этого же двигателя. Между ними смонтировали вентилятор, имевший ремённый привод.

Для удешевления конструкции и сокращения срока работы над проектом трансмиссию Т-43-1 практически без изменений взяли от грузовика ГАЗ (бортовая передача для колёсного хода, двойной дифференциал, КПП).

Ходовая часть по борту имела ведущее (заднее) и направляющее (переднее) колёса и три опорных катка обрезиненных большого диаметра.

Т-43-1 5

Рис.221  Танк Т-43-2 на колёсном ходу. Вид сбоку. Производство завода № 37.

Бортовая цилиндрическая передача передавала вращение на ведущие колёса при движении на колёсном ходу. Управлялся в этом случае танк передней парой опорных катков. В целях максимального освобождения заброневого пространства задние катки получили кривошипно-пружинную подвеску, аналогично немецким разработкам для танков Krupp. Минусом данного решения являлась повышенная уязвимость такой конструкции, и её явная неоптимальность с точки зрения достижения танком высоких скоростей движения.

Т-43-1 6

Рис. 222 Танк Т-43-2. Вид сзади.

  

схема Т-43-1

Рис.223  Т-43-1 Основные проекции

Достаточно оригинально был решён вопрос перемещения танка на плаву. От традиционного винта и вертикального руля отказались. Вместо этого на ведущих колёсах закрепили лопасти в количестве шести. Движение осуществлялось следующим образом: ведущее колесо засасывало сбоку (по ходу Т-43-1) воду, которая с силой отбрасывалась затем на аппарат направляющий. Последний поворачивал поток на 90 градусов, формируя струю воды направленную по оси движения машины.

Поворот при движении на плаву осуществлялся путём изменения числа оборотов соответствующего ведущего колеса.

Т-43-2

 

Разработчик: КБ завода № 37. Руководитель проекта Н.Астов

Начало работы над проектом: декабрь 1933

Изготовление первого опытного прототипа: апрель 1935

Судьба проекта: серийно не выпускался

Т-43-2 8

Рис.224  Танк Т-43-2. Вид сбоку.

Работами по данному проекту руководил Н.Астров. Машины во многом напоминали одна другую. Но при этом существовало достаточно большое количество отличий.

Полная масса Т-43-2 составила почти 3700 кг. Согласно проектной документации его корпус и башня должны были стать сварными. Но завод-изготовитель не смог освоить технологию проведения сварочных работ с броневыми листами. Поэтому опытный Т-43-2 изготовили традиционным способом, методом клёпки.

Танк имел более просторную башню ярко выраженной четырёхугольной формы, в которой устанавливался пулемёт ДТ-29. на её крыше дополнительно установили турель для крепления пулемёта зенитного.

Т-43-1 17

Т-43-1 Вид сзади

Двигатель и трансмиссию Т-43-2 также практически без изменений получил от ГАЗ-АА. Ходовая часть имела лишь одно отличие. Два последних опорных катка в «единый блок» связаны не были. Т.е. имели автономную установку.

Движение на плаву осуществлялось использованием винта гребного и руля направления.

В период со 2 по 4 августа 1934 г. на расширенном заседании (с приглашением представителей УММ РККА) Техсовета Спецмаштреста прошло обсуждение предоставленных проектов. Единственным решением, с которым согласились представители всех присутствующих сторон, стало то, что обе машины чрезвычайно сложны в производстве и ненадёжны в эксплуатации. Данный результат проектирования во многом был определён, по мнению комиссии, чрезмерной сложностью поставленной задачи и невозможностью в настоящее время разработать простую конструкцию танка, имеющего возможность двигаться на гусеницах, на колёсах, и плавать.

Главные конструкторы предприятий, участвовавших в конкурсе, были едины во мнении о том. что новый танк должен иметь чисто гусеничный движитель для перемещения по суше, что значительно упростит и облегчит конструкцию машины и позволит усилить её вооружение и бронирование.

Т-43-2 9

Рис. 225  Т-43-2 на колёсном ходу. Вид спереди

Военные отдали предпочтение проекту Т-43-2, в силу его большей простоты. Представитель треста рекомендовал выпустить малой серией оба варианта танка и по результатам войсковой эксплуатации выбрать затем лучшую машину.

Серийное производство не поддержали, однако УММ РККА разрешило изготовление опытных экземпляров всем предприятиям, участвовавшим в конкурсе. Обе экспериментальные машины были готовы к началу апреля 1935 г.

Сравнительные испытания начались в конце апреля. Как и ожидалось у новых машин было выявлено множество дефектов и недоработок. Машины часто ломались и, фактически, больше находились в ремонте, чем на испытаниях.

Основной проблемой Т-43-1 стало движение на плаву. С надетыми гусеницами это не получалось. Причина заключалась в следующем. Чтобы обеспечить движение со скоростью порядка 4 – 5 км/час двигатель должен был развивать не менее 400 об/мин. Это соответствовало скорости движения по шоссе равной примерно 35 км/час. Гусеницы на плаву продолжали вращаться. При попадании на мелководье они цеплялись за подводные препятствия или грунт и рвались. Двигаться задним ходом на плаву Т-43-1 не мог вообще, так как в этом случае двигатель развивал всего 60 об/мин, что позволяло плыть со скоростью не более 0,5 км/час.

Основные проблемы Т-43-2 испытывал при движении на колёсах.

По результатам испытаний оба проекта закрыли, как полностью бесперспективные.

схема Т-43-2

Рис. 226  Т-43-2 Основные проекции

  Т-43-2 14

Рис.227  Модель-копия танка  Т-43-1. Вариант  на колёсном ходу

ТТХ Т-43

Поделитесь с друзьями:

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

CAPTCHA image
*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>