Разработчик: КБ спецотдела НИТИ. Ведущий конструктор А.С.Кузин
Начало работы над проектом: 1933
Изготовление первого опытного прототипа: 1933, 1935
Судьба проекта: Ни один из трёх рассмотренных в статье вариантов на вооружение принят не был. Наработки использовались при создании ОПВТ в годы Великой Отечественной войны
Рис.248 Т-26 ПХ (АТ-1) с поднятыми трубами
Впервые линейный танк был оборудован для движения под водой в 1933 году. Разработку необходимого для этого оборудования осуществил коллектив сотрудников спецотдела НАТИ, которым руководил инженер Кузин А.С.. Первый опытный прототип был изготовлен и прошёл в июле 1933 г. войсковые испытания в ходе масштабных учений, проходивших в БВО. В качестве базовой машины разработчики выбрали лучшую на то время машину, принятую на вооружение РККА, танк Т-26 в двухбашенном варианте. Новому проекту присвоили индекс Т-26 ПХ (подводного хождения).
От серийно выпускавшегося танка Т-26 ПХ отличался тем, что на нём было установлено специальное оборудование (ОПВТ) для движения под водой, в состав которого входили две трубы для вентиляции, имевшие длину по 4700 мм и диаметр 700 мм. трубы в походном положении размещались в специальных надгусеничных броневых ящиках и крепились к последним шарнирами. В момент погружения машины в воду специальным тросовым приводом экипаж открывал крышки ящиков и трубы всплывали, занимая вертикальное положение. От запрокидывания при этом их удерживали специальные тросы. После преодоления водной преграды трубы вручную приводились экипажем в исходное положение.
Герметизация башни и корпуса была осуществлена специальными уплотнениями. Для улучшения обзора в крышке люка, предназначенного для механика-водителя (м/в), было проделано специальное окно, закрывавшееся стеклом. Последнее, в свою очередь, было защищено броневым щитком, с проделанной в нём смотровой щелью. Опора башни уплотнялась резиновой камерой (пневматической), давление внутри которой (2,5 – 3,0 кг/кв.см) создавалось специальным ручным насосом. Жалюзи, как впускные, так и выпускные можно было закрывать изнутри танка. подача воздуха и выброс отработанных газов осуществлялись через трубы, упомянутые выше.
Рис.249 Т-26 ПХ (АТ-1) Вид спереди. Трубы в положении «по-походному»
Две помпы с обратными клапанами предназначались для откачки воды, которая могла попасть внутрь корпуса. Первую установили в отделении управления и подсоединили к приводу от КПП, вторую – в отделении МТО (моторно-трансмиссионном). Привод на неё передавался от коленвала двигателя через цепной привод.
Рис.250 Т-26 ПХ (АТ-1) Вид на левый борт
Главным недостатком данного проекта являлся тот факт, что после посадки в машину членов экипажа оба люка снаружи закрывались на специальные запоры и покинуть танк в случае аварии самостоятельно танкисты не могли. После завершения испытаний было принято решение о доработке конструкции и танк направили на склад № 37 (именно так первоначально назывался один из опытных заводов, занимавшихся проектированием и производством малых и плавающих танков).
Рис.251 Т-26 ПХ (АТ-1) Вид сзади
В ноябре 1933 года конструкторский коллектив предложил второй вариант оборудования для подводного вождения для того же двухбашенного варианта Т-26 обр.1931 года. В следующем году данный комплект изготовили и установили на серийном Т-26. Эта машина в июне 1934 года вновь была подвергнута всесторонним испытаниям.
Основным отличием ОПВТ-2 являлось то, что весь комплект оборудования для подводного движения легко демонтировался и монтировался на танк. Он состоял из специальной «улитки» - воздухопитающей трубы из парусины, которая легко складывалась, имела армированный каркас из проволоки, комплект приспособлений для герметизации, и металлическую трубу, по которой воздух подавался для экипажа. Всё это оборудование весило не более 150 кг.
Рис.252 Схема принципиальная охлаждения и питания двигателя Т-26 ПХ при движении по земле
Парусиновая труба была предназначена для отвода выхлопных газов и подвода к двигателю охлаждающего воздуха. Её крепили тремя штангами к специальному основанию, размещённому на надмоторных жалюзи. Внутри труба делилась на две части вшитой специальной перегородкой. Меньшая (задняя) часть трубы использовалась для выхлопных газов. В верхней части трубы над ней спроектировали специальный козырёк защитный.
Рис.253 Схема охлаждения и питания двигателя танка Т-26 ПХ при движении под водой
Труба для подачи воздуха экипажу через прокладку из асбеста крепилась болтами (через специальный фланец) к горловине вентиляционной, которая находилась между башнями в корме боевого отделения. Каждому из танкистов воздух подавался через индивидуальный шланг, подстыкованный к клапану коробки дыхательной с трубкой мундштучного типа.
Рис.254 Подготовка Т-26 ПХ обр. 1933г. к форсированию водной преграды
Герметизацию Т-26 ПХ осуществляли с применением для этих целей смолы и специальных прокладок резиновых. Опоры башен уплотняли специальными лентами резиновыми, которые поджимались хомутами. Шаровые опоры для установки пулемётов проходили герметизацию посредством специальных камер резиновых, в которых напротив прицелов, имелись специальные целлулоидные окошки. Каналы стволов пулемётов предварительно закрывали резиновыми пробками. При возникновении необходимости, последние легко выбивались изнутри шомполом. То есть танк мог открыть огонь сразу после выхода из воды и покидать для этого машину танкистам не требовалось.
Рис.255 Т-26 ПХ обр. 1935г. входит в воду
Оба члена экипажа занимали рабочие места и покидали танк Т-26 ПХ только через один башенный люк (правая башня). Люк закрывался изнутри.
Новый ОПВТ-2 позволял танку форсировать по дну водные преграды шириной до 1000 м и глубиной до 3 м. При этом танк двигался только на первой передаче. Танкисты ориентировались под водой по компасу. Связь с экипажем в ходе испытаний поддерживалась по проводному телефону. Предложенный комплект рекомендовано было принять на вооружение. Однако работы по нему свернули, так как двухбашенный вариант Т-26 с вооружения был снят.
Поделитесь с друзьями: