Указанный проект возник не на пустом месте. В межвоенный период в СССР было рассмотрено несколько вариантов шаровых «танков». Несмотря на хорошо видимую экзотичность подобного решения, изобретателей привлекала бросающаяся в глаза великолепная проходимость подобной конструкции. т.к. по сути весь корпус представлял собой одно огромное колесо, большой внутренний объём которого гарантированно обеспечивал такой машине плавучесть. Это позволяло ей преодолевать любые водные преграды. Кроме того, сферический корпус имеет максимальную пулестойкость, т.к. вероятность рикошета в таком случае возрастает многократно.
Рис.26 боевая машина - танк
Как ни странно это прозвучит, но подобный проект вполне серьёзно предлагали к реализации … инженеры машиностроительного завода Шурис и Ханов. Как видите преемственность бредовых проектов «имеет место быть».
Рис.27 Фотокопия сопроводительного письма
Рис.28 Разрезы предложенной боевой машины
- Первый проект «шарообразного танка» был предложен ещё в 1925 году конструктором-самоучкой С.Г.Зайцевым, что подтверждается сохранившимся до наших дней патентом на изобретение.
Проект представлял собой две сферических оболочки, одна из которых была вложена в другую. Внутренняя оболочка находилась в неизменном относительно грунта положении (неподвижная). В ней конструктор разместил все механизмы боевой машины и экипаж. Внешняя бронированная оболочка вращалась, что давало возможность изделию перекатываться в нужном направлении. В движение танк приводился установленным в нём двигателем. Изменять направление движения машины можно было за счёт смещения влево или вправо специально предусмотренного груза, что приводит к смещению центра тяжести внутренней оболочки и, соответственно, направления движения. Проблему обеспечения обзора для танкистов и механика-водителя сквозь пару сплошных оболочек конструктор решил весьма оригинально. Экипаж получил возможность наблюдать за полем боя через пару перископов, которые были проложены по бокам танка, через проходящие там полые оси (т.е. по осям вращения оболочек). В качестве особых преимуществ собственной конструкции автор проекта отмечал то факт. что вращение внешней оболочки способствует повышению пулестойкости последней, как как существенно повышается вероятность рикошета. Правда автор не решил такую «мелочь», как размещение вооружения на своей «непобедимой» машине. Возможно, был предусмотрен вариант «сама еду – сама и давлю».
- В 1927 году появляется новый проект изобретателя Майера. Он назвал его «подвижным щитом, защищающим красноармейца от ружейных и иных пуль».
Конструкция представляла размещенные слева и справа от бойца, вооружённого пулемётом, пустотелые цилиндры в человеческий рост. Для устойчивости изделие сзади опиралось на пару роликовых катков. Двигалась конструкция за счёт мускульной силы красноармейца, который переступал по скобам, расположенным внутри изделия и образующим боковую поверхность колёс (аналог белки в колесе). При этом солдат должен был выявлять цели и вести огонь из пулемёта. Фактически данную конструкцию можно именовать перекатным пехотным бронещитом или мобильной бронеточкой. Для того, чтобы присвоить ей гордое имя «шаротанка» не хватает малости, двигателя. Из предоставленных изобретателем материалов не совсем понятно, как именно перемещался этот «щит».
- В начале тридцатых годов появляется проект сборно-разборного «контртанка» конструкции Ф.Бородавкова.
Своеобразную бронированную бочку на врага катили бойцы, находящиеся внутри машины. Для этого им требовалось цепляться руками за скобы. В качестве тормозов были предусмотрены ножевые упоры, выдвигавшиеся при необходимости. Установка вооружения на указанной конструкции автором не предусматривалась, что делает назначение проекта не совсем ясным. Возможно, изделие предназначалось для того, чтобы исполнять роль своеобразного бронетранспортёра, который позволял сблизиться с противником. После чего экипаж покидал устройство и шёл в атаку на неприятеля.
- Датированный 1928 годом проект очередного «шаротанка» принадлежал конструктору И.Лысову. Изделие представляло огромных размеров бронированный шар, вооружённый пулемётами и пушками.
Автор проекта поместил всё это в специальных боковых спонсонах, которые он предусмотрел на оси вращения шаровой конструкции. Двигатель изобретатель разместил на карданном подвесе в центре конструкции. Вопрос с изменением направления движения решался посредством изменения центра тяжести. В принципе конструкция могла быть реализована практически. Но, как любой иной моноцикл, она получилась бы неповоротливой и очень громоздкой.
- В этом же, 1928, году появляется ещё один аналогичный проект, «Сходукет», изобретателя В.Лукина. Полное авторское наименование изделия – «Скороходовая двухколёсная танга».
Это был настоящий монстр в броне. Диаметр шара конструкции составлял 12 метров (!). Свою боевую машину изобретатель снабдил десятью пулемётами. Эскиз, предложенный этим студентом – недоучкой (Лукин был отчислен из ленинградского технологического института за академическую неуспеваемость, т.к. всё своё время он тратил на разработку своего чудо – танка), вызывает невольное сравнение с «Царь – танком», который в 1917 году предлагался Н.Н. Лебеденко.
- В годы Великой Отечественной войны кроме проекта, речь о котором шла в начале данной статьи, нечто подобное было предложено в блокадном Ленинграде конструктором Н.Н.Чегодаевым. Проект реально рассматривался Комиссией по реализации оборонных изобретений Военного отдела Ленинградского городского комитета ВКП (б)