Параллельно аналогичные работы проходили на НИБТ полигоне. В 1934 году, в ходе их первого этапа, совершили опытную подводную буксировку танка с установленным на нём оборудованием ОПХТ. В следующем, 1935 году, на испытания было представлено уже два различных комплекта ОПХТ и были продолжены работы по изучению психо-физиологического состояния членов экипажа в момент движения танка под водой, которые начались ещё в 1934 г.
Рис.269 БТ-5ПБ
Опытный вариант танка подводной буксировки, БТ-5 ПБ, мастерские НИБТ завершили изготовлением в 1934г. Эта машина предназначалась для преодоления водных преград по их дну без экипажа внутри танка. однотипный танк, находящийся на противоположном берегу, осуществлял буксировку БТ-5 ПБ. 08.08.34 прошли первые испытания на р. Нара. Буксируемый танк за 15 минут преодолел в подводном положении 1000 м. На этом испытания пришлось прервать, так как у танка-буксировщика закипела вода в системе охлаждения.
Рис.270 БТ-5ПБ
БТ-5ПХ (вариант 1 НИБТ)
Герметизацию танка проводил экипаж, используя для этих целей различные водонепроницаемые материалы: резину, брезент, сурик и т.п., которые в течение часа закреплялись на машине с использованием специальных элементов крепления. Танк можно было буксировать с расчётной скоростью около 5 км/час. После преодоления преграды демонтаж оборудования занимал не более восьми минут. Подготовленная для подводной буксировки машина могла находиться под водой в пределах 20 минут. За это время уровень просочившейся внутрь воды мог достигать 300 – 350 мм.
Рис.271 Подготовка танка БТ-5ПХ (второй вариант НИБТ) к преодолению водной преграды
Мастерские НИБТ полигона в 1935 году смогли изготовить первый вариант оборудования, которое можно было использовать для подводного вождения боевой машины. Опытный образец данного оборудования прошёл полные испытания в этом же году. БТ-5ПХ, с комплектом ОПХТ, преодолел по дну реку Нара на глубине около 3 метров.
Рис.272 БТ-5ПХ вариант 2 преодолевает реку по дну
Указанная конструкция выглядела следующим образом: обтянутый брезентом и прокрашенный суриком деревянный каркас, который и осуществлял герметизацию танка. Воздух для охлаждения и работы двигателя подавался по аналогично изготовленным конструкциям каркасного типа. монтаж указанного приспособления на танк силами экипажа проводился за полтора-два часа. Танк мог двигаться под водой со скоростью около 3 км/час, преодолеваю по дну на глубинах до 3 метров водную преграду шириной до 1000м. С учётом времени, в течение которого температура охлаждающей жидкости становилась выше предельно допустимой, время движения танка под водой ограничивалось 20 25 минутами. Оснащённый данным оборудованием танк огонь из бортового оружия вести не мог. Для приведения танка в боеготовое состояние необходимо было предварительно демонтировать ОПХТ в специальном сборном пункте. На эту работу требовалось около тридцати минут.
Рис.273 БТ-5ПХ второй вариант, подготовленный к форсированию реки
БТ-5ПХ (вариант 2 НИБТ)
Второй вариант ОПХТ для танка БТ-5 ПХ был изготовлен в том же, 1935, году. Работами руководил лично начальник полигона Фролов. Люки корпуса и башни, приборы и вооружение герметизировались с использованием губчатой резины. Герметичность погона башни достигалась установкой резинового бандажа, который затягивался при помощи специального устройства м/в, находящимся при этом внутри танка. после выхода из воды затяжка ослаблялась и башня могла вращаться.
Маска вооружения герметизировалась резиновой и прижимной металлической рамками, канал ствола пушки – специальной муфтой, внутри которой был предусмотрен лабиринт для сальника из фетра, и резиновой пробкой. Пулемёт накрывался специальным чехлом резиновым. Крыши трансмиссионного и моторного отделений герметизировались с использованием:
- деревянных вставок, устанавливаемых в воздушные отверстия штатных воздухозаборников;
- имеющими уплотнения из резины губчатой специальными дверцами;
- специальной крышкой броневой, которая устанавливалась над трансмиссией вместо сетки.
- По завершению герметизации всё промазывалось суриком.
Рис.274 БТ-5ПХ. Вид на правый борт
Воздух в машину подавался по двухколенной трубе, которая специальным образом крепилась в левый башенный люк. отработанные газы через обратный клапан выбрасывались в воду.
Рис.275 БТ-5ПХ. Вид на левый борт
Данный комплект оборудования позволял танку в течение 20 минут двигаться под водой на глубине до 4 метров (если экипаж был в респираторах). При отсутствии респираторов время сокращалось до 8 минут. Дальше начиналось отравление танкистов углекислым газом. Расчёт из двух человек готовил танк к движению под водой за 4 минуты (!). один комплект изготавливался в войсковых мастерских за 350 человеко-часов.
При испытаниях второго варианта ОПХТ БТ-5ПХ прошёл на третьей и второй передачах порядка 12 км по суше и несколько раз преодолел по дну р.Москва.
После начала работ по созданию оборудования для подводного вождения в июле 1934 г. сотрудниками НИИ института санитарии БВО проводились параллельные испытания, в ходе которых медики изучали состояние членов экипажа и их условия работы при движении танка под водой. В декабре 1935 г. аналогичные работы начались на полигоне НИБТ. По результатам данных испытаний было выявлено, что экипаж, находящийся в танке без фильтрующих респираторов, получал серьёзные отравления угарными газами, с очень серьёзными последующими осложнениями. Использование респираторов первого типа (С-Ш-1) или второго типа (СП-1) позволяло экипажу работать в машине до 60 минут без нанесения серьёзного вреда здоровью танкистов.
Поделитесь с друзьями: