Лёгкий танк сопровождения пехоты Т-19.

Разработчик: КБ ОАТ Год начала работ: 1929 Год выпуска первого прототипа: 1931 Судьба проекта: Серийно не строился по причине отсутствия преимуществ перед Т-26 и БТ-2

Практически сразу после принятия на вооружение РККА танк МС-1(Т-18) был признан морально устаревшим. По состоянию на 1929 год эта машина ещё удовлетворяла представителей армии, а по ходовым качествам – уже нет. Танк был не в состоянии преодолеть ров или окоп шириной более 1,7 м. Бои на КВЖД продемонстрировали низкую огневую мощь установленной на танке пушки Гочкиса калибра 37 мм. Скорость в 15 км/час также нельзя было отнести к преимуществам Т-18.

Поэтому одним из первых пунктов, включённых во вновь принятую 18.07.29 «Систему ТТАБВ» было задание на разработку более мощного танка, Т-19, которым планировалось заменить Т-18. Новый танк должен был стать основной ударной силой частей РККА в современном маневренном бое.

Т-19 чертёжГКБ ОАТ, которое в тот период являлось ведущим танкостроительным КБ СССР, была поставлена задача разработать проект новой машины до 15.01.30.

Согласно ТЗ на разработку нового танка последний должен был отвечать минимальному набору требований:

  • на максимальной скорости преодолевать рвы шириной более 2 метров и все основные полевые укрепления без использования «хвоста»;
  • иметь вооружение, обеспечивающее ему превосходство надо всеми иными машинами аналогичного класса, находящимися на вооружении вероятного противника;
  • полная масса Т-19 не должна была превышать 7,3 тонны;
  • максимальная скорость по твёрдым грунтовым покрытиям – не менее 30 км/час;
  • минимальная мощность двигателя – 100 и более л.с.;
  • бронирование машины на дальности свыше 1000 м должно было гарантированно защищать экипаж и внутренние агрегаты танка от попадания снаряда калибра 37 мм.

Т-19 1

Рис.83 Танк Т-19 без установленного вооружения. Вид сбоку.

В качестве вооружения была принята пушка калибра 40 мм и два пулемёта калибра 7,62 мм. Но пушки такого калибра в СССР не выпускались, поэтому остановились на пушке образца 1930 года калибра 37 мм.  Для Т-19 проработали два варианта размещения вооружения. Первый – аналогичный тому, который был использован на Т-18 (раздельная установка пулемёта и пушки в башне). Согласно второму – пулемёт и пушка размещали в единой маске. Второй пулемёт устанавливался в лобовом листе корпуса в качестве курсового.

Специальных систем наблюдения на танке не было, оно велось через смотровые щели.

Проектирование ходовой части нового танка велось под сильным влиянием французской танковой школы. В качестве образца был выбран танк  Renault NC-27. Из-за большого количества используемых в ней катков (12 на борт) в дальнейшем такую схему стали называть «японским типом».

 Т-19 2

Рис.84  Танк Т-19 без вооружения. Вид спереди.

 

В проект внесли много новых конструктивных решений, что сделало конструкцию крайне сложной в производстве. Пример. Преодолевать рвы шириной до 2 м Т-19 мог без подстыкованного хвоста. Рвы большей ширины (до 3 м) преодолевались сцепкой из двух танков Т-19, для чего на корпусе последнего впереди и сзади были размещены специальные устройства.

Кроме этого Т-19 стал первым советским танком, на котором прорабатывалась возможность защиты экипажа от ОВ и использование танка в войне химической. Для чего на танке была установлена специально спроектированная для него система фильтровентиляции, которая защищала экипаж в течение 3 часов от отравляющих дымов всех известных на то время боевых ОВ. После этого требовалась замена фильтра или переход на противогазы.

В ходе разработки проекта Т-19 было предпринято несколько попыток сделать новую машину плавающей. Но работа по данному вопросу сильно тормозилась постоянно меняющимися требованиями заказчика, представителей армии. Первоначально планировалось установить два гребных винта (съёмных). Но такая конструкция получалась излишне сложной. От винтов отказались. А буксировку танка планировалось возложить на специально разрабатываемый для этих целей «вдяной трактор». Затем последовало требование обеспечить плавучесть танка за счёт навесных поплавков, которые после преодоления водной преграды сбрасывались с танка. Конструкцию таких поплавков разработали, но она так и осталась только в чертежах.

Требования военных иногда доходили до абсурда. Например одно из них, внесённое в ТЗ ОФИЦИАЛЬНО, требовало обеспечить Т-19 коленчатыми лапами, которые будут иметь шипы и позволят танку перелезать через стены и двигаться в условиях высокогорья по рыхлому снегу.

Всё это привело к тому, что реальные работы над первым прототипом начались только летом 1931 года, и была завершена глубокой осенью этого же года.  Это обусловлено было тем, что по своей сложности конструкция Т-19 была сопоставима с танком ТГ. Двигатель Микулина, который создавался для танка, к сроку доведён не был, поэтому пришлось заменять его иностранным, «Franklin» мощность которого составляла 95 л.с. Замена двигателя потребовала переработки конструкции моторного отсека, КПП и всей трансмиссии. Установка оборудования для плавания и средств химической защиты далеко не лучшим образом сказалась на боевых возможностях танка и его конечной стоимости.

Испытания 31/32 годов показали его низкую надёжность, излишнюю техническую сложность. Скорость танка не превышала 27 км/час. А башню конической формы для него так и не разработали. Поэтому на испытания танк вышел со штатной баней от Т-18, у которой просто уширили погон.

Т-19 3

Рис. 85 Т-19 без установленного вооружения на испытаниях.

Опытный экземпляр проходил испытания без пушки. так как её не смогли изготовить в срок. машина получилась значительно тяжелее заданных 7,3 т (фактическая масса превышала 8 тонн без боекомплекта и вооружения). А по стоимости проект Т-19 в три раза был дороже танка Т-26, который с 1931 года уже серийно выпускался в Ленинграде.

Всё это привело к сворачиванию работ над «советским» проектом в пользу проекта «английского», несмотря на то, что уже были потрачены значительные средства и изготовлено два опытных танка Т-19.

Но КБ Гинзбурга не сдавалось и в январе 1931 года завершило работы по глубокой модернизации Т-19, который получил полностью переделанную ходовую часть, аналогичную Т-26, и улучшенное бронирование. Но даже в своём новом обличии танк не мог конкурировать с уже принятыми на вооружение танками Т-26 и БТ-2.

Поэтому проект закрыли окончательно.

Т-19 4

Рис.86  Т-19. Вид сбоку.

таблица т-19

Поделитесь с друзьями:

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

CAPTCHA image
*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>