Враждебное окружение и параноидальная страсть руководства страны и партии инициировать «мировую революцию» требовали мощной и хорошо оснащённой армии. Поэтому вопросы обороноспособности постоянно находились в центре внимания ЦК ВКП (б) и СовНарКома СССР. 15.06.29 появляется очередное постановление Политбюро, с исчерпывающе правдивым названием – «О состоянии обороны СССР». Во исполнение его тезисов Реввоенсовет СССР принял решение, которым фактически определил направление развития нашей армии на долгие годы. Конкретизируя указанное решение соответствующие министерства и ведомства нашей страны, (с грустью конкретизирую, бывшего СССР) разработали и приняли соответствующие программы, одна из которых прямо касалась вопроса развития советской бронетехники и положило начало созданию специализированных танковых КБ.
Они появились на базе заводов, обладавших наиболее современным, на то время, оборудованием и подготовленным персоналом. Так на базе отдела завода «Большевик», выпускавшего авиационные моторы, в сентябре тридцатого года появляется опытный конструкторско-машиностроительный (ОКМО) отдел, в состав которого для усиления вводят конструкторов МТБ (московского технического бюро) ГУВП.
Этот отдел становится головным КБ, занимающимся в СССР разработкой (или курирующим таковые) практически всех образцов бронетехники. Во главе нового конструкторского бюро поставлен Барыков Николай Всеволодович, работавший до этого начальником авиамоторного отдела на «Большевике» и, по совместительству, выполнявший обязанности заместителя начальника машиностроительного (фактически – танкового) отдела этого завода. Несколько позднее этот ленинградский завод был переименован в завод № 174 с присвоением ему имени К.Е.Ворошилова.
О том, насколько важным считался в СССР вопрос разработки такой техники, свидетельствует тот факт, что первоначально, в период с 1930 по 1934 год вопросами разработки бронетехники непосредственно занималось автотанкотракторное конструкторское бюро, созданное при экономическом управлении ОГПУ.
Именно отсюда вышли многие ведущие конструкторы советской бронетехники: Астров Николай Александрович, с 1937 года являвшийся главным конструктором завода № 37 (1929-1930 находился в бутырской тюрьме как «враг народа»), Фирсов Афанасий Осипович, возглавлявший секретное танковое КБ на ХПЗ (которое он принял, выйдя из тюрьмы, в которую был заключён в 1930 году «за вредительство») и специальное КБ машиностроения. После расформирования данного КБ все его наработки были переданы в ОКМО.
В 1931 появляется танкетка Т-27, первая серийная. Машину начали выпускать на заводе «Большевик» и продолжили на заводе № 37 (который, в то время, назывался Второй автозавод ВАТО). На новой базе тут же развернули проектные работы по созданию САУ. Например: ОКМО («Большевик») разработал малую САУ, вооружённую орудиями калибра 37 мм (1 вариант) и 20 мм – второй вариант, а также «пушечный самоход» с 45 мм пушкой и т.п. Выпуск Т-27 на 37 заводе практически прекратили в 1933 году. Но, в конце 1933 года было реализовано в металле и предъявлено на государственные испытания 3 самоходных пушки на шасси Т-27, вооружённые 76 мм полковой пушкой (!). работы над этим проектом были начаты в 1931 году КБ ОАТ и завершены в 1933 уже КБ завода «Красный путиловец».
В этом же году КБ завода № 8 (занимавшегося артиллерийскими системами), взяв шасси «Форд-ААА», создал на этой базе экспериментальную 20 мм САУ. В начале тридцатых на этом заводе (Московская обл) создаётся новое КБ – СКБ-1, которое должно было специализироваться на принципиально новых технических решениях для создания артиллерийских систем (например, с использованием динамореактивного принципа). Последние пытались установить практически везде (авиация, флот, танки, автомобили и даже мотоциклы).
В 1932 конструкторы Артакадемии создают малую СУ-3, вооружённую 76 мм ДРП типа «К» на шасси Т-27. В этом же году появляется вариант самоходной пушки, предлагаемой СКБ-1. На шасси автомобиля ГАЗ-ТК они изготовили опытный вариант СУ-4, вооружённый 76 мм ДРП типа БПК. Следующей их разработкой, появившейся чуть позднее, стала СПГК-12, динамореактивная самоходная гаубица, имевшая калибр 305 мм. В качестве шасси для неё использовался трактор «Коминтерн». Параллельно велись разработки аналогичного проекта 305 мм гаубицы с использованием в качестве шасси автомобиля марки Я-8. Само орудие для этих шасси реально было испытано на одном из эскадренных миноносцев ВМФ СССР. Серийный выпуск ДРП был налажен на двух артиллерийских заводах: «Красный Арсенал» (завод № 7) и им. Калинина (№ 8).
УММ РККА привлекло к проектным работам по созданию САУ большое количество КБ и институтов, как в ВС, так и в промышленном секторе. Например, КБ Арт. академии, разработало в начале тридцатых годов ряд экспериментальных САУ с традиционным вооружением. Например, на шасси Т-28 был создан вариант самоходной мортиры калибра 152 мм.
Основополагающей теоретической работой, освещавшей вопросы проектирования САУ, в то время являлся, опубликованный в 1933 году специальной комиссией большой научный труд, озаглавленный «Проблемы артиллерийского самохода, предельные калибры». В этом труде детально рассмотрены основные положения, касающиеся САУ, проанализированы присущие им недостатки и преимущества, определены принципы их возможного использования и применения.
Согласно вышеназванному документу САУ предлагалось использовать для поддержки конницы и пехоты, а также для сопровождения танков. Необходимым признавалось требование о создании, в минимальные сроки, тяжёлых САУ и зенитных самоходных установок. Так как те варианты, которые были воплощены в металле и представлены на полигонные испытания, с 1923 и до конца 1932 года, не выдерживали испытаний и не устраивали армию, выступавшую в качестве заказчика. Именно поэтому до 01.01.1933 ни один из предложенных вариантом САУ на вооружение принят не был.
После утверждения соответствующей программы разработки систем артиллерийского вооружения для РККА на период с 1933 по 1937 годы, которая, отдельной строкой, предусматривала работы по созданию именно САУ, в данных работах появилась определённая плановость, осмысленность и организация.
Поделитесь с друзьями: