Тяжёлые танки СССР. Часть I

Т-35 – от идеи до воплощения в металле.

Тяжёлые танки появились на полях сражений ещё в первую мировую войну. Огромные и неповоротливые, с противопульным бронированием они несли на себе несколько башен, разнесённых по ярусам. Тогда это было грозным оружием. Но, с появлением противотанковой артиллерии и специальных бронебойных снарядов их дальнейшее развитие практически во всех странах мира было признано бесперспективным. Возобладала тенденция, что практически единственной возможностью спасти танк от огня противника является существенное повышение его маневренности. А добиться этого в то время можно было только созданием лёгких танков. По этому пути танкостроение и пошло.

Везде. Кроме СССР. В Советском Союзе классификация осталась прежней:

  • сверхмалые и малые танки, имевшие массу до 5 тонн;
  • лёгкие – до 20;
  • средние – до 30;
  • тяжёлые – до 100 (!).

танк Т-35-1 на параде в Москве 1933 годК разработке и выпуску тяжёлых танков СССР приступил в декабре 1930 года, когда УММ РККА заключило договор с главным КБ орудийно-пулемётного объединения на разработку тяжёлого танка прорыва. Новая машина получила условное обозначение Т-30. По договору должен был получиться танк массой до 50 тонн, который планировалось вооружить двумя орудиями калибра 76 мм и пятью пулемётами. Но полное отсутствие опыта у российских танкостроителей в создании подобной боевой техники не позволило создать даже качественного проекта танка такого класса. Поэтому работы свернули на стадии создания деревянной модели и эскизного проектирования.

танк Т-35-1 на полевых испытанияхПроводившиеся параллельно с вышеназванными Автотанкодизельным отделом (АТДО ЭКУ ОГПУ) Экономического отдела ОГПУ(тюремное КБ) работы по созданию танка прорыва (планировавшаяся масса 75 тонн)  также свернули в конце 1931 года ввиду того, что недостатки проекта исключали возможность реального производства подобной машины.

Поэтому КБ ОПО повторно была поставлена задача до 01.08.32 разработать и построить опытный образец 35 тонного танка прорыва, аналогичного ТГ. Этот танк получил условное наименование Т-35 (35-и тонный). Работы велись под непосредственным контролем М.Н.Тухачевского, который в то время являлся начальником вооружений РККА.

Т-35-2 на полигонеВ процессе создания танка учитывался опыт, полученный советскими конструкторами в ходе 1,5 летней совместной работы с немецкими танкостроителями над танком ТГ-1. Не случайно работу над Т-35 поручили возглавить бывшему заместителю Э.Гротте по работе над проектом танка ТГ конструктору Барыкову Н.В. учитывались также результаты испытаний танков «Grosstractor» (Германия), которые осуществлялись на Казанском полигоне и разведывательная информация о работах, проводимых в данном направлении танкостроителями Великобритании.

танк Т-35-2 на испытанияхТ-35 рассматривался как танк резерва ВГК, предназначенный для прорыва заблаговременно укреплённых и особо сильных оборонительных полос. Первый прототип новой машины под обозначением Т-35-1 был изготовлен 20.08.32. А уже 01.09.32 был представлен комиссии УММ РККА, на членов которой танк произвёл сильное впечатление. Внешне машина была похожа на опытный образец пятибашенного танка А1Е1 «Independent» образца 1929 года, разрабатываемого фирмой «Виккерс».

Планировалось, что основным орудием, расположенным в главной башне, станет ПС-3 калибра 76 мм, обладающее повышенной мощностью. Но Т-35-1 вышел с макетом орудия (из-за отсутствия оригинала). По диагонали в четырёх малых башнях, взятых от танка БТ-2, установили пушки ПС-2 калибра 37 мм и два ДТ. Ещё один пулемёт ДТ установили в качестве курсового в лобовом листе корпуса и по одному в каждой из орудийных башен. Учитывая только пулемётное вооружение можно отметить, что новый десятиметровый гигант  по огневой мощи соответствовал взводу лёгких танков того периода. На серийной машине курсовой пулемёт сняли.

серийный танк Т-35 образца 1937 годаХодовая часть танка была решена стандартно для того времени – по три пары опорных катков, имевших средний диаметр, собранных в тележки, ведущего и направляющего колёс и 6 поддерживающих роликов. В  моторно-трансмиссионную группу входил карбюраторный двигатель марки М-6, главный и бортовые фрикционы и коробка передач.

Управление танком осуществлялось с применением пневматической системы, что значительно упрощало процесс вождения, с одной стороны. А с другой была слишком дорогой и сложной в производстве. Проходившие осенью 1932 года полигонные испытания показали, что у танка имеется целый ряд серьёзных недостатков ходовой части и силовой установке. Поэтому работы по Т-35-1 свернули, а танк передали ленинградским бронетанковым курсам (ЛБК УКС) для подготовки командиров.

танк Т-35 на маневрахТанковое производство, развёрнутое на заводе «Большевик», в феврале 1933 года выделили в самостоятельный танковый завод № 174. Туда же перевели и КБ Барыкова Н.В., преобразовав последнее в ОКМО (опытно-конструкторский машиностроительный отдел). Начались работы над вторым образцом танка, Т-35-2, в конструкции которого должны были быть устранены недостатки первой машины.

Новая версия танка по личному указанию Сталина И.В. получила унифицированную с Т-28 главную башню. На танке установили новый двигатель М-17 большей мощности (500 л.с.), существенно переработали коробку передач и трансмиссию.

танк Т-35 1936 года выпускаВ апреле 1933 года второй опытный танк был готов к испытаниям. 01.05.33 Т-35-2 участвовал в параде в Ленинграде, а его предшественник – в Москве.

Параллельно созданию второй версии Т-35 велась отработка проектно-конструкторской документации для серийного производства нового танка. Причём от второй модели в серию планировалось запустить только трансмиссию. В мае 1933 года серийное производство нового танка было передано ХПЗ им.Коминтерна. туда и направили Т-35-2 и всю имевшуюся на то время конструкторскую документацию.

Т-35 на маршеСерийный Т-35 существенно отличался от прототипов. Длина его возросла, что потребовало установки четвёртой тележки. Заменили башни. Орудийные, оснащённые новыми пушками 20К калибра 45 мм, были взяты от танка БТ-5, а пулемётные – от плавающего танка Т-37. Главная башня приобрела цилиндрическую форму и получила кормовую нишу. Боекомплект танка насчитывал 96 выстрелов калибра 76 мм, 220 – 45 мм и почти 10000 патронов к пулемётам. Экипаж танка состоял из 10 человек. Внутри танка монтировалась телефонная связь. Фактически это был новый танк, что вызвало серьёзные трудности у производителей.

Т-35 в танковом музее в КубинкеПравительство торопило завод с производством новой машины. в соответствии с его постановлением от 25.10.33 до 01.01.34 ХПЗ должен был выпустить 5 танков Т-35А и 1 Т-35Б. Последний планировалось оснастить двигателем М-34. завод к указанному сроку смог изготовить только один Т-35А. ещё три были на ходу, но не имели внутреннего оборудования и вооружения. Танку Т-35Б «увидеть свет» было не суждено вообще, хотя вопрос о его производстве не снимался с повестки дня до 1936 года.

танк Т-35 вариант окраскиПроект Т-35 для того периода был грандиозен во всём: от чисто физических размеров до финансовых затрат. Во многом последнее повлияло на то, что в серию не пошла ни одна из предлагаемых модификаций танка.

В следующем, 1934 году ХПЗ должен был согласно спущенного ему плана выпустить 10 новых танков. Учитывая крайнюю сложность изготовления Т-35 УММ РККА пошло на заключение с заводом договора на эту партию как на первую опытную. В процессе производства в конструкцию танка завод по своей инициативе внёс ряд изменений, направленных на облегчение изготовления последнего и улучшения его конструкции.

Т-35 с конической башней. 1939 годВ 1937 году  была поставлена задача по проектированию конической главной башни для танка. ХПЗ начал выпускать Т-35 с новой башней в 1938 году. За период с 1932 по 1939 годы было изготовлено (по различным данным) от 61 до 63 танков Т-35.

Состав и размещение на Т-35 вооружения можно считать оптимальным для подобных многобашенных машин. Расположенные в два яруса башни позволяли сосредоточить в любом направлении огонь двух пушек (76 и 45 мм) и 3 пулемётов. Но за достигнутую огневую мощь пришлось расплачиваться усложнением конструкции и экипажем увеличенной численности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поделитесь с друзьями:

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

CAPTCHA image
*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>