Эта статья открывает очередной раздел моего сайта. Раздел, посвящённый средним танкам. Сегодня речь пойдёт о «прародителе» этой категории бронетанковой техники в СССР танке Т-12.
Как я уже отмечал ранее,в 1927-1928 годах в Стране Советов приняли решение о временной приостановке всех работ над «большими» танками и концентрации усилий на создании боеспособных образцов «маневренного» и «малого» танков. 20.12.27 ГКБ ОАТ (Орудийно-арсенальный трест) получило ТЗ на разработку и изготовление опытного образца «маневренного танка». Головным предприятием на данный проект был выбран ГХПЗ – харьковский паровозостроительный завод. Заказчиком выступала организация с длинным названием – седьмая секция Арткома пятого отдела АУ РККА. Именно эта структура в то время отвечала в нашей стране за танкостроение. В дальнейшем планировалось перевести производство на базу Челябинского тракторного завода (ЧТЗ). Конструкторам ОАТ была поставлена задача - оказать всемерное содействие КБ завода по созданию нового образца вооружения.
Звучит красиво: завод! КБ! Но танковое КБ появилось на ГХПЗ всего за месяц до того, как ему была поставлена столь сложная задача – в октябре 1927. Основу нового КБ составил коллектив технической тракторной конторы Воротникова Е.Т. Естественно, сотрудники нового конструкторского бюро не имели никакого опыта по проектированию танков. Да и весь коллектив завода – тоже, так как до этого здесь производили только паровозы и тракторы «Коммунар». Поэтому между московским и харьковским КБ установилось ярко выраженное разделение труда: харьковчане приступили к разработке ходовой части и трансмиссии, а москвичам поручили башню и корпус.
Новый проект получил условное наименование Т-12. Но сотрудники ОАТ практически переложили всю работу на харьковчан. Больше 6 месяцев в Москве работала большая группа харьковских инженеров, которая и создавала фактически детали башни и корпуса нового танка, рабочие места членов экипажа, размещение и установку вооружения… А в Харьков был направлен всего 1 сотрудник ОАТ. В октябре 1928 к работам над проектом Т-12 подключился никому не известный, в то время, техник-чертёжник Саша Морозов. Со временем он стал Александром Александровичем Морозовым – выдающимся конструктором бронетехники, руководителем танкового КБ, дважды Героем Социалистического Труда.
В основу конструкции новой боевой машины положили накопленный советскими инженерами в процессе создания Т-18 (МС-1) опыт и активно внедрявшуюся в то время в США идею многоуровневого размещения вооружения (проект Т1.Е1.) Танк, по тем временам, должен был иметь мощное вооружение: 45мм длинноствольную танковую пушку (вариант – 57 мм гаубицу) и установки спаренных пулемётов системы Фёдорова-Иванова в количестве трёх. Все эти огневые средства планировалось установить в два яруса: в главной башне и установленной на ней малой пулемётной башне, которая имела независимое вращение. Подобная конструкция изначально имела два существенных недостатка. Во-первых, вращение нижней башни автоматически сбивало наводку верхней. Во-вторых, силуэт танка получался излишне высоким (почти 3 метра) и он становился излишне заметной и удобной мишенью на поле боя.
Экипаж нового танка должен был состоять из 4 человек. В качестве силовой установки предполагалось использовать 6 цилиндровый карбюраторный двигатель фирм «Сидней-Пума» либо БМВ. Но данные двигатели не вошли в корпус нового танка по длине. Поэтому в феврале 1929 года было принято решение об установке на новом танке отечественного двигателя. В связи с этим завод «Большевик» получил заказ на создание танкового двигателя мощностью 180 л.с. (главный конструктор Беккреман Л.Б.) воздушного охлаждения. Но заказ благополучно провалили, так как параллельно этому заводское КБ осваивало серийный выпуск танков МС-1.
Поэтому в конечном итоге танк получил то, что удалось приспособить, авиационный 8-цилиндровый V – образный карбюраторный двигатель марки М-6 «Испано-Сюиза» образца 1917/18 годов, которому искусственно занизили мощность до 200 л.с.
Изначально предложенный вариант девятигранной основной башни заменили на цилиндрическую.
Практические работы по проекту Т-12 начались 13.10.28. Но основной комплект рабочих чертежей поступил на завод в несколько этапов только в период с февраля по май 1929 года. Поэтому изготовление машины и доработка конструкторской документации велись параллельно. Первый танк удалось в основном собрать только 15.10.29. Причём завершение комплектации машины необходимыми узлами и агрегатами датируется, по отдельным источникам, декабрём – январём. А первые ходовые испытания во дворе завода начались лишь в апреле. Опытный экземпляр изготовили из обычной стали в целях удешевления проекта. Получившаяся в результате подобной сборки машина мало походила на собственный проект. Она стала значительно длиннее и имела существенно иную ходовую часть.
По дошедшим до нас материалам заводских испытаний первые полигонные ходовые испытания дали следующие результаты. 02.04.1930 танк по мягкому грунту одолел 2 км, после чего встал из за поломки трансмиссии. Двигатель проработал «ЦЕЛЫХ» 33 минуты.
Масса танка в «чистом» виде составила 14280 кг. Данью американским прототипам послужило размещение места механика-водителя справа от продольной оси танка. Танк развивал скорость до 26 км/час. В конструкции было использовано много новинок отечественного производства, о которых подробнее можно будет узнать в новом разделе сайта, который планируется начать заполнять в мае.
Танк имел «добрый старый хвост» длиной 0.7 м по образу и подобию Т-18, что позволяло Т-12 преодолевать рвы шириной 2650 мм.
Однако в период работы над опытными образцами штаб РККА принял «Систему ТТА броневооружения РККА», после соответствующих согласований указанный документ 18.07.29 был утверждён РВС СССР. И Т-12 ещё на стадии своего проектирования уже не вписывался в новую доктрину.
Имеющиеся трудности побудили руководство страны и Красной армии принять решение о том, что необходимо более широко использовать опыт зарубежных танкостроителей. В Великобритании была закуплена партия танков и танкеток, которые в апреле 1930 года начали поступать в Россию.
На фоне этих решений работы над Т-12 продолжались. Но первый опытный образец был готов не к 07.11.29, как этого требовало ТЗ, а только к 15.12.29. пришлось устранять дефекты КПП. В январе-феврале 1930 танк прошёл заводские испытания и 15.02.30 был предъявлен к приёмке. Он имел двухуровневую башню. В пером ярусе (уровне) в основной башне планировалась установка 45 мм пушки Соколова (отсутствовала на момент приёмки и была заменена на макет) и сдвоенного пулемёта калибра 6.5 мм (системы Фёдорова-Иванова), место для которых определили в переднем и левом бортовом листах башни. В пулемётной башенке должен был устанавливаться такой же пулемёт. Но, ввиду отсутствия данных пулемётов, на опытный образец установили то, что было – пулемёты Кольта калибра 7.62 мм (по некоторым данным – пулемёты Levis калибра 7.7 мм).
Именно с таким вооружением опытный экземпляр танка Т-12 и убыл на полигонные испытания. С 28.04.30 по 02.05.30 на полигоне присутствовал Наркомвоенмор Ворошилов К.Е., высшее командование РККА (Уборевич И.П., Блюхер В.К., Якир И.Э.), начальник УММ Халепский и начальник ТУ УММ Бокис. Танк показал относительно приемлемые результаты. Неплохо прошли стрельбы с хода.
Несмотря на ряд вскрытых недостатков конструкции, танк был «в целом» признан соответствующим требованиям ТЗ. После соответствующих доработок было предложено принять его на вооружение РККА.
Первую серию планировалось выпустить в количестве 15 танков. Но, ссылаясь на выявленные в ходе испытаний недостатки конструкции танка ГАУ РККА отказалось размещать подобный заказ и потребовала доработать машину. Особенно на этом настаивал Командарм Уборевич.
В техническом задании на доработку машины были изложены основные требования: изготовить новый корпус танка, снизить полную массу до 17500 кг (за счёт уменьшения толщины брони), существенно увеличить запас хода (за счёт роста запасов бензина), усилить вооружение, снизить цену. Разработку и изготовление корпуса для новой модификации поручили Ижорскому заводу. Новой модели присвоили индекс Т-24. Поскольку параллельные работы над аналогом велись ещё с 1929 года, новую машину долго ждать не пришлось. Первые три танка были изготовлены уже в конце июля 1930 года. И один из них поступил на полигон для проведения сравнительной оценки конструкции.
Поделитесь с друзьями: