История вопроса
Разработка танка нового (третьего послевоенного) поколения началась в СССР немногим позже создания нового основного танка Т-64А в 70-е. В работах под названием «Тема 101» участвовали Ленинградские, Челябинские и, в дальнейшем, Харьковские конструкторы.
Т-64А
Были реализованы ряд проектов, как с традиционной, так и новой компоновкой, большая часть которых так и осталась на чертежах или в виде макетов.
Объект 225
Танки с традиционными решениями, такие как «Объект 225» и «Объект 480» не давали существенного преимущества перед модернизированными вариантами Т-64А, Т-72 и танка с ГТД. Танки с новой компоновкой (Объект 450) требовали длительного поиска, как компоновочных решений, так и создания принципиально новых компонентов.
Объект 480
В конце 70-х и на протяжении 80-х годов харьковское КБ было выбрано головным по теме создания перспективного танка 90-х.
Как развивалась конструкторская мысль, можно проследить на проектах танков "Бунтарь", "Боксер", "Молот" (объект 490, объект 490А, объект 477).
Изделие 490
Изделие 490А Бунтарь
Объект 477 "Боксёр"
Разработка перспективного танка так и не была завершена до распада СССР.
***************************
Оставшиеся в России КБ принялись за создание перспективного танка на основе существовавшего задела. Из наиболее совершенных можно упомянуть Ленинградский Объект 299 (ОАО "Спецмаш"), который обладал весьма смелой компоновкой, которая, на ряду с объективными причинами характерными для 90-х помешала его реализации.
Омский Объект 640 «Черный орел» также был проектом с весьма неоднозначными преимуществами, поэтому и был выбран для демонстрации (ВТТВ 1997) и даже продвигался за рубеж.
Объект 640 "Чёрный орёл"
Нижний Тагил (УКБТМ) имел проект эволюционного развития Т-72, который не давал существенных причин для замены в производстве Т-72, так как заложенные в нем решения могли быть реализованы и в ходе модернизации.
Т-72-01
С улучшением экономической ситуации работы активизировались. Здесь, как и в 70е реализовывались два проекта, один из них с высоким техническим риском, другой, с традиционными и менее рискованными решениями.
- Первый – Нижнетагильский Объект 195 - "Т-95" (ОАО "УКБТМ");
- Второй - Омский проект - тема «Бурлак» (ОАО "КБТМ") - разработка унифицированного боевого отделения.
В 2009 году было объявлено о закрытии этих проектов. Начало складывается ощущение, что перспективный танк на постсоветском пространстве так и не будет создан. Но в 2015 году на параде Победы широкой публике были представлены изделия на базе платформы «Армата» - танк нового поколения Т-14 и тяжелый БМП Т-15 с передним размещением МТО.
Т-14 "Армата"
С появлением первых кадров «Арматы» появилось множество домыслов по поводу этого танка. Кто-то придавал ему приукрашенные качества, кто-то называл фанерным, и выдумывал несуществующие недостатки.
Компоновка
Схема с сосредоточением экипажа в передней части корпуса, требует максимальной автоматизации управления оружием, установленным в боевом отделении, создавая ряд трудностей технического порядка. Такая схема представляет интерес вследствие больших возможностей усиления защиты экипажа, в том числе от средств массового поражения, а также улучшением условий взаимодействия личного состава.
При размещении всех троих членов экипажа друг возле друга в одну линию (именно этот вариант и реализован в конструкции Т-14), экипаж находится в достаточно комфортных условиях. Но при этом нет возможности реализовать должную защиту бортовой части отделения экипажа. Даже при снижении ширины выделяемого для каждого члена экипажа места с 70 до 60 см, возможности обеспечить защиту, при обстреле в бортовые участки, минимальны. При этом железнодорожные габариты не позволяют увеличить ширину корпуса.
Кроме того такая схема не обеспечивает хороший круговой обзор командиру танка, что в ряде стран, несмотря на развитие средств «технического зрения», считается важным качеством. Такая схема неоднократно рассматривалась, начиная с 70-х годов, в разных странах, но применения в танкостроении, за исключением экспериментальных макетов, таких, как американский FTTB, не нашла.
Капсула экипажа. Место водителя находится слева по ходу танка.
Дисплейный комплекс механика-водителя (ДКМВ), установленный на танке, предназначен для:
- замены стрелочных контрольно-измерительных приборов;
- обеспечения решения задач
- управления;
- контроля функционирования;
- оперативного технического диагностирования систем и агрегатов шасси;
- выдачи рекомендаций по эксплуатации объекта.
Переключение передач осуществляется кнопками на штурвале. Наиболее важная информация о параметрах движения выводится непосредственно на выносное табло на штурвале управления. На монитор выводится изображение с тепловизионного прибора переднего обзора размещенного на верхней детали носового узла корпуса.
Видеосмотровое устройство и блок кнопок управления
Вид на место водителя с места наводчика, размещенного по центру капсулы экипажа
Продолжение следует.
Поделитесь с друзьями: