Т-14 «АРМАТА». Часть I. «Мы строили, строили…»

История вопроса

Разработка танка нового (третьего послевоенного) поколения началась в СССР немногим позже создания нового основного танка Т-64А в 70-е. В работах под названием «Тема 101» участвовали Ленинградские, Челябинские и, в дальнейшем, Харьковские конструкторы.

Т-64А

Т-64А

Были реализованы ряд проектов, как с традиционной, так и новой компоновкой, большая часть которых так и осталась на чертежах или в виде макетов.

объект 225

Объект 225

Танки с традиционными решениями, такие как «Объект 225» и «Объект 480» не давали существенного преимущества перед модернизированными вариантами Т-64А, Т-72 и танка с ГТД. Танки с новой компоновкой (Объект 450) требовали длительного поиска, как компоновочных решений, так и создания принципиально новых компонентов.

объект 480

Объект 480

В конце 70-х и на протяжении 80-х годов харьковское КБ было выбрано головным по теме создания перспективного танка 90-х.

 

Как развивалась конструкторская мысль, можно проследить на проектах танков "Бунтарь", "Боксер", "Молот" (объект 490, объект 490А, объект 477).

изделие 490

Изделие 490

Изделие 490А Бунтарь

Изделие 490А Бунтарь

изделие 477 Боксёр

Объект 477 "Боксёр"

Разработка перспективного танка так и не была завершена до распада СССР.

***************************

Оставшиеся в России КБ принялись за создание перспективного танка на основе существовавшего задела. Из наиболее совершенных можно упомянуть Ленинградский Объект 299 (ОАО "Спецмаш"), который обладал весьма смелой компоновкой, которая, на ряду с объективными причинами характерными для 90-х помешала его реализации.

 объект 299Объект 299

Омский Объект 640 «Черный орел» также был проектом с весьма неоднозначными преимуществами, поэтому и был выбран для демонстрации (ВТТВ 1997) и даже продвигался за рубеж.

объект 640 Чёрный орёл

Объект 640 "Чёрный орёл"

Нижний Тагил (УКБТМ) имел проект эволюционного развития Т-72, который не давал существенных причин для замены в производстве Т-72, так как заложенные в нем решения могли быть реализованы и в ходе модернизации.

Т-72-01

Т-72-01

С улучшением экономической ситуации работы активизировались. Здесь, как и в 70е реализовывались два проекта, один из них с высоким техническим риском, другой, с традиционными и менее рискованными решениями.

т-95

  • Первый – Нижнетагильский Объект 195 - "Т-95" (ОАО "УКБТМ");

т-90 с боевым отделением Бурлак

  • Второй - Омский проект - тема «Бурлак» (ОАО "КБТМ") - разработка унифицированного боевого отделения.

В 2009 году было объявлено о закрытии этих проектов. Начало складывается ощущение, что перспективный танк на постсоветском пространстве так и не будет создан. Но в 2015 году на параде Победы широкой публике были представлены изделия на базе платформы «Армата» - танк нового поколения Т-14 и тяжелый БМП Т-15 с передним размещением МТО.

Т-14

Т-14 "Армата"

С появлением первых кадров «Арматы» появилось множество домыслов по поводу этого танка. Кто-то придавал ему приукрашенные качества, кто-то называл фанерным, и выдумывал несуществующие недостатки.

Компоновка

Схема с сосредоточением экипажа в передней части корпуса, требует максимальной автоматизации управления оружием, установленным в боевом отделении, создавая ряд трудностей технического порядка. Такая схема представляет интерес вследствие больших возможностей усиления защиты экипажа, в том числе от средств массового поражения, а также улучшением условий взаимодействия личного состава.

При размещении всех троих членов экипажа друг возле друга в одну линию (именно этот вариант и реализован в конструкции Т-14), экипаж находится в достаточно комфортных условиях. Но при этом нет возможности реализовать должную защиту бортовой части отделения экипажа. Даже при снижении ширины выделяемого для каждого члена экипажа места с 70 до 60 см, возможности обеспечить защиту, при обстреле в бортовые участки, минимальны. При этом железнодорожные габариты не позволяют увеличить ширину корпуса.

Кроме того такая схема не обеспечивает хороший круговой обзор командиру танка, что в ряде стран, несмотря на развитие средств «технического зрения», считается важным качеством. Такая схема неоднократно рассматривалась, начиная с 70-х годов,  в разных странах, но применения в танкостроении, за исключением экспериментальных макетов, таких, как американский FTTB, не нашла.

Капсула экипажа. Место водителя находится слева по ходу танка.

Капсула экипажа. Место водителя находится слева по ходу танка.

Дисплейный комплекс механика-водителя (ДКМВ), установленный на танке, предназначен для:

  • замены стрелочных контрольно-измерительных приборов;
  • обеспечения решения задач
  • управления;
  • контроля функционирования;
  • оперативного технического диагностирования систем и агрегатов шасси;
  • выдачи рекомендаций по эксплуатации объекта.

Переключение передач осуществляется кнопками на штурвале. Наиболее важная информация о параметрах движения выводится непосредственно на выносное табло на штурвале управления. На монитор выводится изображение с тепловизионного прибора переднего обзора размещенного на верхней детали носового узла корпуса.

Видеосмотровой устройство

Блок кнопок управления

Видеосмотровое устройство и блок кнопок управления

Вид на место водителя с места наводчика, размещенного по центру капсулы экипажа

Вид на место водителя с места наводчика, размещенного по центру капсулы экипажа

Продолжение следует.

Поделитесь с друзьями:

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

CAPTCHA image
*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>