Самоходная пушка СУ-1-12 (СУ-12). Конструкция.

В этой статье мы более подробно остановимся на конструкции САУ и вспомним о её боевом пути.

Напоминаю, что СУ-12 (СУ-1-12) это самоходные пушки, установленные на грузовом автомобильном шасси. Артиллерийская система размешена на месте кузова (грузового отсека). Экипаж САУ состоял из четырёх человек: командир, водитель, заряжающий и наводчик.

грузовик Мореленд ТХ-6Первоначально в качестве шасси планировалось использовать отечественный автомобиль ГАЗ-АА (советская версия Ford-AA), который производился в СССР с 1932 года. Его колёсная формула 4х4. Испытания показали, что автомобиль имеет недостаточную грузоподъёмность, вследствие чего орудие калибром более, чем 45 мм, установить на нём невозможно.

Тогда выбор пал на шасси американского грузовика «Moreland ТХ-6» (колёсная формула 6х4), некоторое количество которых уже было приобретено для РККА. И до момента налаживания в Н.Новгороде отечественного аналога, ГАЗ-ААА, САУ выпускались именно на этом шасси.

В процессе серийного производства САУ в её конструкцию постоянно вносились доработки и изменения, с учётом практики применения уже поставленных в войска машин. В первую очередь все они касались вооружения. Вместо кузова монтируется металлическая платформа, не имеющая ограждений. На неё закрепляется тумбовая установка с орудием. Кроме функции основания для пушки эта платформа удлиняла раму грузовика и делала её более прочной.

СУ-1-12 на позицииПервоначальную конструкцию шасси дополнили: специальным буксирным приспособлением; передним настилом; рамой для размещения запасного колеса; парой зарядных ящиков, закреплённых на задней стенке отражателя, каждый из которых был рассчитан на 18 выстрелов; ЗИП.

Для защиты кабины от воздействия пороховых газов установили два стальных вертикальных отражателя. Для общения с расчётом орудия в них было изготовлено прямоугольное окно, закрывавшееся из кабины металлической заслонкой. Затем защиту доработали, дополнительно закрыв всю крышу кабины и её заднюю часть, немного модернизировали саму платформу.

СУ-12 на парадеВ качестве основного вооружения САУ была определена пушка калибра 76,2 мм (полковая) образца 1927 года. Выбор в его пользу был сделан в связи с тем, что данное орудие уже выпускалось серийно, имело небольшие размеры. В конструкцию внесли изменения, коснувшиеся противооткатной системы и устройства ствола, что позволило сократить откат при выстреле с 1000 до 500 мм.

Пушка монтировалась на тумбе специальной конструкции, которая крепилась на платформе. Несмотря на то, что такая конструкция позволяла вести круговой обстрел, сектор горизонтального обстрела пришлось сократить до 270 градусов, установив для этого специальные стопоры. Это было обусловлено тем, что технически огонь через кабину при любых углах возвышения вести было нельзя, так как пороховые газы деформируют крышу. Вращение пушки проводилось вручную, фиксация которой в заданном положении осуществлялась специальным тормозом.

САУ СУ-12 Скорострельность САУ достигала 10 -12 выстрелов в минуту. Вести огонь можно было как по бортам, так и прямо назад. Эксперименты при стрельбе с ходу показали её практическую возможность, но крайне низкую эффективность.

Наведение орудия проводилось с помощью артиллерийской панорамы (монокулярной) и оптического прицела.

Возимый боекомплект составлял 36 выстрелов (18 – шрапнель, в левом ящике), 18 – гранаты осколочно-фугасные (в правом).

Бронирование на первых САУ отсутствовало совсем. На более поздних моделях стали крепить на тумбе П-образный броневой щит (вертикальный), изготовленный из 4-мм броневых листов и имевший коробчатую форму. Щит частично обеспечивал защиту расчёта и само орудие от осколков и пуль.

СУ-12 в боюЩитовое покрытие, которое начали устанавливать на пушки, монтируемые на ГАЗ-ААА, имело более сложную конструкцию. Лобовой лист наклонили на 25 градусов к вертикали и предусмотрели в нём амбразуру, через которую проходили качающиеся части пушки. Слева от амбразуры находилось два окна, которые прикрывались задвижками с ограничителями. Верхнее было предназначено для отражателя артиллерийской панорамы, а нижнее – для оптического прицела.

Щит так же крепился к тумбе. Но на качающуюся часть пушки дополнительно установили броневую маску-щиток, которая прикрывала амбразуру, не ограничивая, при этом, углы вертикального наведения и откат орудия.

СУ-1-12 в боюУже осенью 1933 года первые САУ поступают в войска для испытаний. По результатам последних было принято решение о включении данных САУ в состав создаваемых мехбригад для непосредственной огневой поддержки танков и пехоты. Позднее данные машины стали поставляться и в танковые части. При этом эффект от их наличия свели к минимуму изначально, распределяя машины поштучно в различные части. В отдельные полки, например, поставлялось всего 3 или 4 САУ.

Качество САУ оставляло желать лучшего. К 1938 году более 34% их уже прошли через ремонтные мастерские для среднего или капитального ремонта. К этому времени, ввиду отсутствия запасных частей. Практически все САУ, смонтированные на американском шасси (СУ-12) были сняты с вооружения.

СУ-1-12 Карельский фронтСУ-1-12 принимали участие в боевых действиях против японцев в 1938 (высоты Безымянная и Заозёрная), в 1939 на Халхин-Гол, в зимней войне 1939-1940 года.

Для своего времени это было достаточно серьёзное оружие. Присущие его конструкции недостатки прекрасно видели и конструкторы и заказчики. Поэтому изначально считалось, что данная САУ является компромиссным промежуточным решением, до момента появления более совершенных конструкций. Именно этим можно объяснить незначительное количество выпущенных машин.

Поделитесь с друзьями:

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

CAPTCHA image
*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>