Самоходная артиллерийская установка АТ-1

Параллельно  с разработкой СУ-1, создателей которой всемерно поддерживал маршал Тухачевский М.Н., велись разработки других проектов САУ на том же шасси танка Т-26. А СУ-1, с подачи К.Е.Ворошилова, иначе, как «испорченным танком» в среде высшего командного состава РККА не именовалась. Противники безбашенного варианта САУ делали ставку на «артиллерийский танк» Т-26-4 (в других источниках Т-26А).

артиллерийский танк Т-26-4В результате этих работ на свет появились несколько конструкций. В разработанную КБ завода «Красный путиловец» специальную башню буквально «впихнули» 76 мм пушку и водрузили эту конструкцию на шасси танка Т-26. Данное изделие получило индекс А-39 и предназначалось по задумке проектировщиков КБ ВОАО (всесоюзного орудийно-арсенального объединения) для борьбы с танками противника. Башня получилась крайне тесной и неудобной. Возимый боезапас был крайне незначителен. Башню модифицировали, создав новую единую унифицированную для имевшихся в то время машин Т-26 (башня П-Т26) и БТ (П-БТ).

Вариации с этой башней воплотились в «артиллерийские танки» Т-26-4. Их успели выпустить мелкой серией. Но огромное количество поступающих из войск рекламаций и критических замечаний, с одной стороны, и недоведенное орудие, с другой привели к тому, что проекты свернули в пользу «испорченного» СУ-1, которая к этому времени возмужала и получила новое имя – АТ-1 (артиллерийский танк).

танк А-39Конструкторы 185 завода всё это время продолжали работы по совершенствованию самоходной пушки СУ-1. правильнее это можно назвать несколько иначе. Создавалась новая машина, в конструкции которой использовались лучшие конструктивные решения, найденные в ходе работы над проектом СУ-1. Общее руководство осуществлял начальник группы по СА (самоходной артиллерии) Сячинтов Павел Николаевич.  Конструкторы поставили перед собой задачу представить РККА полноценную САУ огневой поддержки, которая должна будет стать альтернативой Т-26-4.

САУ АТ-1Для проекта АТ-1 под непосредственным руководством Сячинтова П.Н. была создана абсолютно новая артиллерийская система, обладавшая повышенной мощностью. Это была пушка, разработанная специально для танка, ПС-3, полуавтоматическая, калибра 76,2 мм. Она имела ножной спуск, панорамный и телескопический прицелы. Длина ствола составляла 21,5 калибра. Орудие имело прогрессивную нарезку и баллистику, практически идентичную той, которой обладала полковая 3” пушка образца 1902 года.

В случае использования боеприпасов массой 6,5 кг (стандартных) скорость снаряда на выходе из ствола составляла 520 м/сек. Для сравнения: пушка, стоявшая на СУ-1, и устанавливаемая на танках пушка КТ-28 имели данный показатель 350-381 м/сек (скорость зависела от типа применяемого боеприпаса). по массе ПС-3 была легче аналогов, максимальный откат – 450 мм (против 550 мм у аналогов). Максимальный темп ведения огня – 15-18 выстрелов/мин, против 10 – 12 у а налогов.

В конце 1933 года макетная комиссия утвердила способ установки орудия в рубке АТ-1, на специальной тумбе в лобовом листе корпуса рубки. Углы наведения: горизонтальный +/- 20 градусов, вертикальный -5 / + 45 градусов. Кроме данного орудия АТ-1 оснащалась ещё двумя пулемётами ДТ. Первый устанавливался справа от орудия в шаровой установке. Второй являлся запасным и размещался в специальной укладке.

первый экземпляр САУ АТ-1Возимый боекомплект составлял: 4 выстрела непосредственно возле орудия, 30 выстрелов – в укладках, расположенных внизу боевого отсека, и 1827 патронами (29 магазинов) к пулемёту.

Экипаж попадал в САУ и покидал её через два крышевых люка. Вопросы ускорения загрузки возимого комплекта боеприпасов, улучшения вентиляции боевого отсека (при ведении огня с закрытых позиций), улучшения обзора часть бортов и кормы боевой рубки откидывались на петлях. Шасси, в его нижней части, трансмиссия и двигатель, системы смазки и охлаждения были абсолютно аналогичны тем, которые использовались на танке Т-26 образца 1933 года.

второй опытный экземпляр САУ АТ-1Первые две опытных САУ АТ-1 покинули сборочный цех завода весной 1935 года. Причём ПС-3 была установлена только на первой САУ. На второй была установлена Л-7, так же имевшая калибр 76 мм.

Полигонные испытания, которые машины прошли весной и летом 1935 года, завершились успешно. По их результатам решено было организовать серийное производство АТ-1 в 1936 году. Размер установочной партии определили в 10 машин. Основным заводом был выбран завод № 174. но с поставленной задачей завод не справился, так как его мощности полностью были загружены производством Т-26. В связи с этим начало производства было перенесено на следующий год.

САУ АТ-1 вид сзадиОднако этого не произошло. П.Н.Сячинтов был в 1937 году объявлен «врагом народа» и арестован. Арест поставил крест на многих работах, которые велись под его руководством. В их число попала и АТ-1, насмотря на то, что Ижорский завод уже успел изготовить восемь корпусов, а на 174 заводе начали сборку первых САУ.

 

Поделитесь с друзьями:

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

CAPTCHA image
*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>