Самоходная артиллерийская установка СУ-1

В последние месяцы 1930 года НТК УММ поставило задачу совместной советско-германской (ССГТК) технической комиссии, наряду с уже ведущимися работами по созданию самоходной пушки на шасси танков Т-19 и Т-24, начать работы по проектированию принципиально новой самоходной пушки. Контроль за ходом работ, с советской стороны, возложили на вторую секцию НТК АУ и четвёртую секцию НТК УММ. С германской стороны работы были поручены фирме Daimler-Benz.

Танк Т-19Проектируемые САУ должны были отвечать следующим характеристикам:

  • Боевая масса – до 9000 кг (для САУ дивизионной – до 12000 кг);
  • Экипаж САУ – не более 4 человека;
  • Вооружение: дивизионная пушка (76 мм) образца 1902 года или полковая – образца 1927 года;
  • Броня: в диапазоне11-20 мм (вариант 15-30 мм);
  • Скорость по шоссе – не менее 30 (35) км/ч;
  • Запас хода 180 – 200 километров.

Танк Т-19Головным разработчиком САУ с советской стороны было определено КБ завода «Большевик». Проектные работы начались в 1931 году. В процессе работы над последним заданием (на подготовительном этапе) стало ясно, что на шасси советских танков, производимых серийно, можно не надеяться. Так как харьковчане наладить выпуск Т-24 серийно не смогли, а от танка Т-19 отказались, ввиду сложности его конструкции и дороговизной изготовления.

Вместо этих машин в серию планировалось запустить две новых машины. Первую – на шасси английского танка Vickers, вторую – американского танка Christie M1928.

Но данное положение дел государственным заказом не учитывалось. Армия требовала заказанную самоходную пушку в определённые правительством сроки. поэтому конструирование новой САУ пошло в авральном режиме.

Из того, что имело АБТУ РККА, в качестве шасси для новой боевой машины можно было использовать только ходовую часть упомянутой выше американской машины, которая, к этому времени, из «пехотного» танка стала «лёгким» и успела поменять имя дважды. Сначала на «В-26», а затем на более известный нам «Т-26».

Танк Т-12/24Катастрофический временной цейтнот не позволял конструкторам тщательно прорабатывать все узлы новой САУ, что изначально делало её не прототипом серийной машины, а машиной экспериментальной.

Шасси Т-26 образца 31 года радикально изменять не пришлось. По каждому борту установили восемь опорных катков (обрезиненных сдвоенных) d=300 мм. Катки попарно сблокировали в 4 балансирных тележки и подвесили на четвертьэллиптических листовых рессорах. Сверху разместили поддерживающие катки обрезиненные, d=254 мм. В задней части установили направляющее колесо, оснащённое натяжным механизмом. В передней – ведущее колесо, оборудованное съёмными венцами зубчатыми (зацепление цевочное). Гусеницы планировалось изготавливать из марганцовистой или хромоникелевой стали. Их ширина составляла 260 мм.

танк Т-24САУ оснастили механической трансмиссией, состоявшей из: коробки передач на 5 скоростей, вала карданного, главного фрикциона (однодискового) сухого трения, бортовых передач, фрикционов, тормозов ленточных. Последние разместили на корпусах фрикционов бортовых.

Корпус переделали кардинально. Оставив без изменений его нижнюю (до надгусеничных ниш) часть сверху, убрав башни и подбашенные коробки, на их место установили стационарную четырёхгранную рубку. Задний и боковые броневые листы крепились вертикально, передний – под небольшим углом. Экипаж попадал в САУ через двери в бортах. На крыше рубки смонтировали неподвижную командирскую башенку, имевшую смотровые щели и круглый люк сверху.

САУ СУ-1В качестве основного вооружения СУ-1 выбрали пушку 52-П-323 (полковая образца 1927 года). Её закрепили на тумбе, которая была разработана для пушечного бронеавтомобиля «Гарфорд». Несмотря на то, что этот броневик уже был к тому времени снят с вооружения, равных ему, вплоть до создания советского БА-3, не было. А использованные при его изготовлении конструктивные находки могли считаться эффективными ещё не один год. Пушку перед установкой также модернизировали, уменьшив откат ствола при выстреле с 1000 мм до 500 (в некоторых источниках – до 750) мм. Негативного влияния на начальную скорость снаряда это не оказало. Она осталась неизменной, 381 м/сек.

Выбор этого орудия являлся мерой вынужденного характера, так как возможности советской оборонной промышленности были весьма ограничены. Присущие пушке конструктивные недостатки делали весьма проблематичным возможность её использования против танков противника (на расстоянии 1000 м она пробивала броневой лист толщиной всего 34 мм, на 2000 м – не более 24 мм). Но поддерживать пехоту и бороться с фортификационными сооружениями она могла достаточно успешно. Аналогичные недостатки были присущи и её модернизированному варианту, танковой пушке КТ-28 образца 1931 года.

Спроектированная «в пожарном порядке» самоходка столь же быстро была воплощена в металле.  Такая скоростная сборка серьёзно сказалась на качестве готовой САУ, имевшей целый букет изъянов и недостатков. на первых испытаниях (октябрь 1931) пушка, после первого же выстрела, отправилась на капитальный ремонт.

германская САУ ШтуГ-3Военных не устраивало и то, что корпус рубки изготовили из обыкновенной, а не броневой стали. Мало того, что в боевом отсеке было очень тесно. К этому добавился ещё один существенный минус. Орудие установили в вырез рубки, сделанный «на глазок». Поэтому отверстие получилось таким большим, что в ходе испытаний при ведении прицельного пулемётного огня с 200 метров пули свободно попадали в боевое отделение.

Несмотря на это испытания продолжили. Проверка ходовых качеств новой самоходной пушки показала, что она ни в чём не уступает танку Т-26. А после изменений конструкции тумбовой установки и ремонта пушки новая машина показала достаточно хорошие для того времени результаты в стрельбе. Была продемонстрирована более высокая кучность стрельбы. Однако вести огонь с ходу новая машина не могла, так как САУ даже на самом тихом ходу достаточно сильно «болтало».

САУ Германия StuG.IIIВвиду отсутствия необходимых боеприпасов дальнейшие испытания прекратили. По их результатам машина была допущена для последующих доработок конструкции с указанием ряда технических недостатков, которые необходимо было устранить в обязательном порядке. Работы по устранению выявленных недостатков были продолжены, и во второй половине 1932 года практически была готова улучшенная версия СУ-1. Но к этому времени предпочтение заказчика уже было отдано двум другим разработкам: «артиллерийскому танку» Т-26-4 и проекту самоходной установки АТ-1, которые обладали более высокими эксплуатационными характеристиками и боевыми возможностями.

От немецкого проекта просто отказались. Данное решение было принято НТК УММ РККА по двум причинам: немецкие конструкторы значительно запаздывали со временем представления машины (их проект был готов только в 1933 году), а стоимость разработки в разы превысила проектную.

Но эти работы не пропали втуне. К ним в германии вернулись в 1936 году. И адаптировав имеющиеся технические решения к шасси немецкого танка Pz.Kpfw.III смогли создать одну из лучших САУ 2 мировой войны, САУ StuG III.

Поделитесь с друзьями:

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

CAPTCHA image
*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>