Первый русский танк

Первым проектом танка, созданным в России, по праву считается разработка сына великого российского химика, Д.И.Менделеева, Василия Дмитриевича Менделеева (годы жизни: 1886-1922).

Инженер-кораблестроитель по образованию он работал на судостроительных заводах Петербурга. В период с 1911 по 1915 годы в свободное от основной работы время В.Д.Менделеев разрабатывал проект принципиально новой боевой машины. В первом варианте на 170 тонную машину планировалось установить 120 мм пушку (размещалась в передней части бронированного корпуса) и пулемёт (для него была предназначена вращающаяся башня, размещаемая сверху). Боекомплект для орудия насчитывал 51 выстрел. А толщина брони колебалась от 150 мм в носовой части до 100 мм в корме и по бортам. Ожидалось, что максимальная скорость, с которой сможет передвигаться данный агрегат, составит 24 км/час. Экипаж — 8 человек.

танк МенделееваПри разработке этой боевой машины Менделеев младший использовал новейшие разработки отечественного военного кораблестроения, что позволило создать по-настоящему уникальную конструкцию, не имевшую аналогов в мире по многим конструктивным решениям.

Внутрь корпуса, под защиту брони, были убраны не только внутреннее оборудование, боекомплект, силовая передача и двигатель, но и ходовая часть. В качестве движителя предлагалось использовать мощный бензиновый ДВС. Причём топливные баки для него размещали в изолированных отсеках, под днищем задней части корпуса. Была установлена пятиступенчатая механическая КПП (4 скорости вперёд + задняя). Конструктивно был решён вопрос изменения направления вращения колен. вала двигателя. Установлена пневматическая подвеска, конструкция которой позволяла ей работать как блокированной при медленных колебаниях и как индивидуальная — при быстрых колебаниях корпуса.

танк Менделеева вид сбокуПодобная конструкция давала возможность танку двигаться с полуопущенным корпусом, а в случае необходимости, полностью ложиться на грунт. Аналогичная подвеска в настоящее время используется на последних моделях российских БМД. Эта техническая находка решала одновременно двуединую задачу: позволяла защищать наиболее уязвимую часть конструкции (ходовую) и разгрузить последнюю от высоких нагрузок, возникающих в процессе стрельбы.

В зарубежных образцах бронетехники данное решение впервые смогли реализовать лишь в 1942 году в конструкции германской 600-мм самоходной мортиры «Тор» и, частично, в британских танках для авиадесантирования («Гарри Гопкинс» и «Тетрарх»).

Для решения вопроса переброски данного танка на большие расстояния конструктивно была предусмотрена возможность установки его на железнодорожные траки и последующая его буксировки паровозом или перемещение последнего своим ходом (частично к этой идее советские конструкторы возвращались при разработке вариантов танка БТ-5).

схема танка МенделееваС целью облегчения управления танком в конструкцию были заложены сервоприводы на пневматике, работавшие на коробку передач, главный фрикцион и механизм поворота. Эта конструкция резервировалась механическими управляющими приводами. Менделеев механизировал также и процедуру подачи орудийных выстрелов, что значительно повысило скорострельность. Предусмотрен был и механизм опускания верхней башенки в корпус при транспортировке танка на большие расстояния. Также пневматика применялась для того, чтобы облегчить экипажу процесс регулировки натяжения гусениц.

Вся установленная пневматика работала от специального компрессора, подключённого непосредственно к основному двигателю.

Для повышения живучести танка в бою Менделеев предусмотрел целых 4 поста управления.

Этот прообраз танка впервые в мире был оснащён противоснарядным бронированием, а также имел броневую защиту разной толщины в зависимости от важности того или иного узла для живучести и боеспособности (дифференцированная броневая защита).

Характеристики данного танка существенно отличаются ото всего того, что создавалось в эти годы. Большой калибр установленного в нём орудия, мощная броневая защита наталкивают на мысль о том, что данный образец был предназначен скорее для уничтожения фортификационных оборонительных сооружений противника, чем для применения непосредственно как танка (в современном понимании). Последнее было крайне затруднено из-за низкой проходимости машины.

Ни тот факт, что данный образец так и не был принят на вооружение, ни присущие ему недостатки не умаляют заслуги Менделеева, создавшего передовой для своего времени проект и предложившего так много новых конструкторских решений, что к ним прибегали (и продолжают прибегать в настоящее время) конструкторы бронетехники различных стран мира.

Поделитесь с друзьями:

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

CAPTCHA image
*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>