Нереализованные проекты гусеничных самоходных орудий. “Бронированный автомобиль” Менделеева

К сожалению не всегда новые и, по-настоящему, полезные технические решения и находки российских изобретателей находили должный отклик в ведомствах, имевших право «казнить или миловать» (Годы идут, а ничего не меняется… К сожалению). Яркое подтверждение этому – судьба технически обоснованного предложения, которое изобретатель Александр Васильев подал в 1915 (!) году в военное ведомство.
Суть предложения заключалась в том, чтобы поставить на гусеницы корпуса имевшихся на вооружении тяжёлых бронированных автомобилей, в первую очередь – пушечных. В предложении было отказано. Причину отказа обозначили так: «…неприменимость предлагаемого господином Васильевым приспособления (гусеничного хода) для военного ведомства».

танк Мк-1А 15.09.1916 в свой первый бой на Сомме вступили ГУСЕНИЧНЫЕ английские танки…

Закончим на этом лирическое отступление и продолжим рассмотрение темы. В период с 1914 по 1917 годы русскими изобретателями создавались варианты самоходных пушек, установленных на гусеничных шасси. Наиболее известными в настоящее время (и наиболее проработанными с технической точки зрения) являются следующие проекты:

 

  1. «Бронированный автомобиль» инженера Менделеева В.Д.

В.Д.МенделеевСначала я просто хотел привести здесь ссылку на статью, размещённую на этом сайте. Но потом появились новые материалы, которые захотелось привести здесь.

Инженер-кораблестроитель Василий Менделеев, сын русского учёного химика Д.И.Менделеева, создаёт проект принципиально новой для того времени боевой машины на гусеничном ходу. Работу над ним он начал ещё в 1911 (!) году. 24 августа 1916 года, ещё ДО того, как на полях сражений 1 Мировой появились первые танки, В.Д.Менделеев высылает в адрес Военного министерства комплект документов по новой машине, сопроводив их запиской следующего содержания: «Представляю при сем эскизный проект Бронированного автомобиля моей системы… Если он заслуживает внимания, то покорнейше прошу указать то учреждение Военного Министерства, в которое мне следует упомянутый эскизный проект представить на рассмотрение».

танк МенделееваВ отличие от проектов «сухопутных броненосцев», «бомбардирных самобеглых колясок», «штурмовых вагонов» и т.п., в изобилии поступавших в то время в адрес ГВТУ, эскизный проект, предоставленный им, был тщательно проработан и оформлен по всем правилам. Описание его «Бронехода» подразделялось на главы. Тут были: таблицы весов, спецификация, внутреннее размещение экипажа, расчёт транспортировки по ж/д, расчёт опорной поверхности и т.п.

Менделеев предложил «корабельный» вариант сборки. Каркас набирался из шпангоутов и стрингеров, на которые крепились цельнокатаные броневые листы. Причём бронирование было рассчитано таким образом, что должно было защищать экипаж от попадания шестидюймовых (152 мм) бронебойных снарядов. Основным оружием «Бронехода» была120 ммпушка Канэ, закреплённая на тумбовой установке. Вертикальное наведение обеспечивалось механизмом самой пушки, горизонтальное – поворотом корпуса машины. Боеприпасы подавались по подвесному монорельсу, на котором крепились роликовые подающие тележки. Боекомплект «Бронехода» насчитывал 51 выстрел, из которых один находился в казённике пушки, четыре на тележках, остальные – в «крюйт-камере» (сказывается флотская закалка инженера). В центральной части корпуса устанавливалась башня кругового вращения с пулемётом «Максим». В качестве двигателя В.Д.Менделеев предлагал 250-сильный автомобильный двигатель с водяным охлаждением, запускавшийся от сжатого воздуха.

танк Менделеева ПроектТопливные баки находились под днищем, т.е. были вынесены из заброневого пространства, что значительно повышало живучесть машины. «Бронеход» имел четырёхскоростную коробку передач и поворотный механизм дифференциального типа.

Гусеницы, в своей верхней части, прикрывались корпусом. Опорные катки обладали автономной пневмоподвеской и были сбалансированы по борту. При этом динамический ход каждого амортизатора составлял1500 мм, что позволяло машине сохранять продольную и поперечную устойчивость при движении по сложно-пересечённой местности.

Для стрельбы машина ложилась на грунт днищем корпуса. Аналогичную конструкцию немцы смогли реализовать только через четверть века, в конструкции самоходной мортиры «Карл».

Гусеницы имели регулируемое натяжение… Чем не САУ образца сороковых?

картинки из газет 1916Экипаж состоял из 8 человек. Причём командир не имел постоянного рабочего места, а выбирал его в зависимости от решаемых задач: при совершении марша – возле «рулевого» (механик-водитель), в бою – руководил экипажем, вёл наблюдение и т.п. «Рулевой» также имел два рабочих места: в бою внутри машины, на марше – в передней части на крыше «Бронехода», управляя машиной со съёмного поста управления. Детально проработанная пневматическая система решала задачи управления главным фрикционом, пуском двигателя, подъёмом башенки, натяжением гусениц, жалюзи воздухозаборника и т.п.

Освещение отсеков выполнялось 16 лампочками, питающимися от 24В аккумуляторов. Электрическая сеть состояла из 4 групп АКБ и генератора.

Расчетная масса «Бронехода» должна была составить 173,2  т. Габариты: 13000 (с пушкой)/10000 (без) мм – длина, высота с башенкой – 4450, без 3500, лёжа на грунте – 2800/3800 мм соответственно. Ширина машины –4400 мм, клиренс –700 мм.

картинки из газет 1916 годаСпециально для работы над данным проектом конструктор изучил «Курс автомобилизма». «Бронеход» должен был развивать скорость около24 км/чи преодолевать подъёмы до 25 градусов. Планируемый радиус разворота должен был составлять10 м.

Учитывая конструктивную сложность машины для освоения её серийного производства в России и тот факт, что электрооборудование и двигатель необходимо было бы покупать за границей, В.Д.Менделеев разработал «облегчённый» вариант машины. Машина была гораздо слабее бронирована, но имела более мощное вооружение: два пулемёта и127 ммпушку.

танк Мк-1Характеристики машины не позволяли использовать машину непосредственно на поле боя. Но эту задачу конструктор перед своим детищем и не ставил. По сути «Бронеход» был хорошо защищённой мобильной огневой точкой, своего рода «дот» на гусеницах. Подобная машина могла эффективно применяться для противодесантной или береговой обороны, либо использоваться в крепостной войне. Наработки Менделеева в 1933 легли в основу проекта гусеничной САУ береговой обороны конструктора Толочкова А.А., которая была вооружена морским орудием Б-10 калибра152 мм.

«Бронеход» Менделеева по праву считается первым русским проектом подобной боевой машины. И, несмотря на то, что он «осел» в архивных недрах ГВТУ и, по большому счёту, не оказал сколь-нибудь существенного влияния на дальнейшее развитие отечественного танкостроения, мы можем рассматривать его в качестве эталона добросовестности и технической культуры того времени.

Название «Бронеход» появилось позднее. Сам конструктор именовал машину «бронированным автомобилем моей системы». Но я позволил себе использовать его в данной статье. Размещённая в данной статье иллюстрация, по мнению экспертов, также не совсем соответствует описанию, составленному конструктором. Но другого изображения я, к сожалению, не нашёл.

Поделитесь с друзьями:

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

CAPTCHA image
*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>