Часть II. Новый танк для РККА. Каким ему быть?
Внимательное и всестороннее изучение опыта боевого применения танков в ходе гражданской войны в Испании (1936-1939) вызывало острейшие дискуссии среди советских конструкторов и высшего руководства армии и государства относительно того, каким должен быть новый единый танк РККА.
И, если по первому вопросу, о необходимости усиления бронирования до состояния, когда танк сможет противостоять обстрелу снарядами 37 и 45 мм противотанковых пушек, к консенсусу пришли достаточно быстро, то тип движителя для нового танка стал ареной серьёзнейших столкновений точек зрения сторонников и противников комбинированного колёсно-гусеничного движителя для новой машины.
Каждая из сторон была, по-своему, права. Например, комкор Павлов Г.Д. (начальник АБТУ) на сборах в ВАММ в феврале 1938 года отмечал, что от колёсно-гусеничных таков отказываются во всех европейских странах. И причина этого заключается в том, что особых преимуществ при ведении боевых действий такие танки не имеют, а их восстановление, ремонт и производство гораздо сложнее, чем чисто гусеничных танков. Примерно в таком же ключе звучали и доводы других сторонников танка на гусеничном ходу.
Однако, справедливости ради, я должен отметить, что их противники стояли за комбинированный вариант не только и не столько из любви к стремительным рывкам и головокружительным прыжкам танков БТ. Как зрелые руководители, имевшие всю полноту информации, они прекрасно понимали, что у страны просто НЕТ на данный момент гусеничного движителя с требуемым ресурсом эксплуатации. Высшее командование РККА обещало снять вопрос о создании комбинированного движителя для нового танка при условии, если промышленность сможет обеспечить эксплуатационный ресурс гусеничного движителя в3000 кмили более. на начало 1938 года подобная задача была практически невыполнима в СССР.
Но вопрос требовал окончательного решения. Поэтому в марте 1938 Нарком обороны СССР К.Е.Ворошилов направил на имя Молотова В.М, являвшегося Председателем СНК СССР докладную записку, в которой предлагал пересмотреть 94 постановление НКО, которым определялось, что должен быть создан ОДИН новый танк. Ворошилов предложил вести работы одновременно над двумя типами машин: чисто гусеничным танком и танком с комбинированным движителем. По его мнению оба экспериментальных образца необходимо было изготовить и испытать в 1939 году и провести всесторонний анализ полученных результатов. Лучшую машину принять на вооружение. Заменив ей танки Т-26 и БТ всех модификаций. По мнению маршала, изложенному в подготовленном им проекте постановления НКО, который он приложил к своей записке, новые танки должны были отвечать следующим требованиям:
- гусеничный танк:колёсно-гусеничный танк должен был иметь шесть ведущих колёс, аналогичное вооружение, бронирование и скорость, весить не более 15 тонн.
- вооружение – танковая пушка калибра45 мми спаренный с ней крупнокалиберный пулемёт;
- бронирование должно было гарантированно защищать экипаж от обстрела из пулемёта, калибром12,7 мм;
- максимальная скорость новой машины должна быть не менее 50-60 км/ч;
- масса танка не должна была превышать 13 т.
В качестве двигателя для новых танков необходимо было использовать дизель.
Данный вопрос подробно был рассмотрен на совещании НКО, состоявшемся 28.04.38. на нём рассмотрели все варианты танков, предлагаемых на тот момент для принятия на вооружение. Наиболее проработанным проектом оказался колёсно-гусеничный БТ-20, представленный харьковчанами. Было принято решение изготовить макет БТ-20 к 01.10.38, а опытный образец – до 01.06.39. Но ключевой вопрос, о типе движителя, остался открытым.
В связи с тем, что на правительственном уровне данный вопрос не решался, командование АБТУ РККА своим решением от 13.05.38 утвердило краткие ТТХ «колёсно-гусеничного танка БТ-20».
Продолжение следует
Поделитесь с друзьями: