БТ-20

Часть II. Новый танк для РККА. Каким ему быть?

 Внимательное и всестороннее изучение опыта боевого применения танков в ходе гражданской войны в Испании (1936-1939) вызывало острейшие дискуссии среди советских конструкторов и высшего руководства армии и государства относительно того, каким должен быть новый единый танк РККА.

И, если по первому вопросу, о необходимости усиления бронирования до состояния, когда танк сможет противостоять обстрелу снарядами 37 и 45 мм противотанковых пушек, к консенсусу пришли достаточно быстро, то тип движителя для нового танка стал ареной серьёзнейших столкновений точек зрения сторонников и противников комбинированного колёсно-гусеничного движителя для новой машины.

танк Pz 1 Германия

Каждая из сторон была, по-своему, права. Например, комкор Павлов Г.Д. (начальник АБТУ) на сборах в ВАММ в феврале 1938 года отмечал, что от колёсно-гусеничных таков отказываются во всех европейских странах. И причина этого заключается в том, что особых преимуществ при ведении боевых действий такие танки не имеют, а их восстановление, ремонт и производство гораздо сложнее, чем чисто гусеничных танков.  Примерно в таком же ключе звучали и доводы других сторонников танка на гусеничном ходу.

танк  Pz II ГерманияОднако, справедливости ради, я должен отметить, что их противники стояли за комбинированный вариант не только и не столько из любви к стремительным рывкам и головокружительным прыжкам танков БТ. Как зрелые руководители, имевшие всю полноту информации, они прекрасно понимали, что у страны просто НЕТ на данный момент гусеничного движителя с требуемым ресурсом эксплуатации. Высшее командование РККА обещало снять вопрос о создании комбинированного движителя для нового танка при условии, если промышленность сможет обеспечить эксплуатационный ресурс гусеничного движителя в3000 кмили более. на начало 1938 года подобная задача была практически невыполнима в СССР.

танк БТ-5 на колёсном ходуНо вопрос требовал окончательного решения. Поэтому в марте 1938 Нарком обороны СССР К.Е.Ворошилов направил на имя Молотова В.М, являвшегося Председателем СНК СССР докладную записку, в которой предлагал пересмотреть 94 постановление НКО, которым определялось, что должен быть создан ОДИН новый танк. Ворошилов предложил вести работы одновременно над двумя типами машин: чисто гусеничным танком и танком с комбинированным движителем. По его мнению оба экспериментальных образца необходимо было изготовить и испытать в 1939 году и провести всесторонний анализ полученных результатов. Лучшую машину принять на вооружение. Заменив ей танки Т-26 и БТ всех модификаций. По мнению маршала, изложенному в подготовленном им проекте постановления НКО, который он приложил к своей записке, новые танки должны были отвечать следующим требованиям:

танк Т-26 с башней от БТ

  1. гусеничный танк:колёсно-гусеничный танк должен был иметь шесть ведущих колёс, аналогичное вооружение, бронирование и скорость, весить не более 15 тонн.
  2. вооружение – танковая пушка калибра45 мми спаренный с ней крупнокалиберный пулемёт;
  3. бронирование  должно было гарантированно защищать экипаж от обстрела из пулемёта, калибром12,7 мм;
  4. максимальная скорость новой машины должна быть не менее 50-60 км/ч;
  5. масса танка не должна была превышать 13 т.

В качестве двигателя для новых танков необходимо было использовать дизель.

танк Р-40 ФранцияДанный вопрос подробно был рассмотрен на совещании НКО, состоявшемся 28.04.38. на нём рассмотрели все варианты танков, предлагаемых на тот момент для принятия на вооружение. Наиболее проработанным проектом оказался колёсно-гусеничный БТ-20, представленный харьковчанами. Было принято решение изготовить макет БТ-20 к 01.10.38, а опытный образец – до 01.06.39. Но ключевой вопрос, о типе движителя, остался открытым.

В связи с тем, что на правительственном уровне данный вопрос не решался, командование АБТУ РККА своим решением от 13.05.38 утвердило краткие ТТХ «колёсно-гусеничного танка БТ-20».

Продолжение следует

Поделитесь с друзьями:

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

CAPTCHA image
*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>