Часть 2.
В июле 1915 года полковнику Гулькевич выдаётся «Охранное свидетельство»/патент/ на «новый способ бронирования и вооружения тракторного самохода, могущего свободно передвигаться при самых трудных условиях — по пахоте, грязи, снегу, оврагам…». Проанализировав характеристики тракторов,
которые по состоянию на 01.01.16 поставлялись в Россию, конструктор остановился на «Челмерсах», о чём я упоминал в прошлой статье, так как они были более маневренными, оснащались не одним, а двумя передними колёсами, намного меньше весили. Последний показатель позволял осуществить бронирование указанного трактора, без существенного снижения его подвижности.
03.03.16 Гулькевич, по запросу Отдела Изобретений ЦВПК, направил в его адрес свой проект. К этому времени он уже занимался бронированием одного из двух тракторов, которые выделило ему военное ведомство. Причём все работы оплачивались за счёт конструктора. Рассмотрев ход работ, Комиссия военного ведомства одобрила данный проект и выделила необходимую для достройки машины сумму. На этапе «самодеятельного производства» работы над новой машиной они велись на Обуховском сталелитейном заводе. После выделения средств их перенесли на Путиловский завод.
Здесь же, в кормовой части, Автомобиль имел рамную конструкцию с передним расположением 68-сильного двигателя. На ней монтировался бронированный корпус (толщина брони составляла6,5 мм). Более мощное бронирование было отвергнуто по техническим причинам, так как даже с такой бронёй масса новой машины достигала 12 тонн, что негативно сказывалось на её ходовых качествах. Ходовая часть состояла из передних колёс со стальными бандажами неподрессоренных, которые являлись управляемыми и ведущими, так как имели привод от двигателя, и двух задних гусеничных тележек, имевших независимую подвеску и возможность поворачиваться относительно рамы. Коробка передач была рассчитана на 4 передних и 1 заднюю передачу. В передней части машины размещался водитель. В средней находился боевой отсек. На его крыше установили цилиндрической формы башню кругового обстрела с размещёнными в ней двумя пулемётами «Максим».
Так как погон башни не вписывался в стандартные габариты было принято решение об изготовлении специальных бортовых секций. Параллельно этим решался и вопрос увеличения заброневого объёма. В кормовой части машины, кроме боеукладки находился и второй пост управления, так как по сложившейся в то время практике подавляющее большинство российских броневиков ходило в атаку задним ходом. Это делалось для того, чтобы, в случае необходимости, быстро выйти из-под обстрела. Тут же находилось и основное вооружение машины. На неразборном лафете установили противоштурмовую трёхдюймовую пушку (76,2 мм) образца 1910 года, имевшую угол горизонтального обстрела равный 90 градусам. При полной боевой загрузке и с экипажем в 7 человек машина развивала скорость до 15 км/час.
Первый бронетрактор Путиловский завод закончил в ноябре 1916 года. Машине было присвоено имя «Илья Муромец». Вторая машина под именем «Ахтырец» вышла из ворот завода в марте 1917 года.
Испытания показали, что бронированный трактор Гулькевича имеет ряд преимуществ перед своим аналогом, автомобилем «Гарфорд». Это касалось существенно лучшей проходимости машины и того, что она была технически способна буксировать107 ммпушку вместе с боеприпасами непосредственно вслед за боевыми порядками наступающей пехоты, что повышало эффективность огневой поддержки последней.
Планировалось, что по 40 таких машин поступит на вооружение каждого из армейских корпусов. Но дальнейшие события не дали реализовать указанный проект в полном объёме.
Продолжение следует.
Поделитесь с друзьями: