Танки ТА

Разработчик: Главный конструктор В.Асафов

Начало работы над проектом: 1931

Выпуск прототипа: не изготавливался

Результаты работы: наработки были использованы при доведении танка ТГ и создании танка Т-35

Весной 1931 года группа инженеров в составе Асафова, Алексеева и Скворцова, изначально работавших под руководством немецкого инженера Э.Гроте над созданием проекта танка ТГ, получает специальное задание от ЭКО ОГПУ ЛВО на разработку альтернативного проекта среднего танка, который по своим основным характеристикам должен был в полном объёме отвечать новым взглядам на то, каким должен быть танк, сформулированным ______ в «Системе» , утверждённой -- и обладать характеристиками, аналогичными, или более высокими, чем заявленные по проекту ТГ. Также перед конструкторами была поставлена задача сделать танк «бюджетным», т.е. не очень дорогим в производстве (Пример. Расчётная стоимость одного танка ТГ была эквивалентна стоимости изготовления 25 танков типа БТ-2) и более технологичным.

Уже в апреле 1931 года конструкторский коллектив представил на рассмотрение заказчику первый проект маневренного танка, получивший наименование ТА-1 (второе наименование Т-1001).

Не мудрствуя лукаво, наши конструкторы взяли за основу проект ТГ, слегка упростив и удешевив его. Исключение составляла трансмиссия и ходовая часть, которая была переработана достаточно серьёзно и получилась более надёжной, менее сложной в производстве и эксплуатации и стала существенно легче по массе.

Танк должен был иметь классическую компоновку из трёх отделений. В центре размещалось боевое, в кормовой части – моторно-трансмиссионное, в передней – отделение управления. Экипаж танка должен был состоять из пяти человек.

TA

Рис.110 Танк сопровождения ТА-1 (Т-1001). Продольный разрез.

 

Танк вооружался двумя пушками, размещавшимися в два яруса, и тремя пулемётами, выполнявшими роль вспомогательного вооружения. То есть фактически предусматривалось трёхъярусное размещение вооружения. Один пулемёт «Максим» устанавливались в отделении управления, слева от механика-водителя. Два – в основной башне, в её кормовой части. Крепились пулемёты в специальных шаровых опорах. Первоначально планировалось, что будет 5 пулемётов, как на ТГ. Однако внутренняя компоновка танка и конструктивные особенности его новой подвески и размещение боекомплекта бортовые пулемёты установить не позволили.

TA

Рис.111 Танк ТА (вид в плане)

 

Основная пушка А-19, калибра 76,2 мм устанавливалась в большой (основной) башне, имевшей куполообразную (полусферическую) форму. Сверху на ней, со смещением к корме танка,  размещалась малая башня такой же формы, в которой монтировалась пушка ПС-2, калибра 37 мм. Верхняя башня могла наводиться независимо от основной, а установленная в ней пушка получила угол вертикального наведения, равный 65 градусам с целью её последующего использования для противодействия атакам с воздуха.

 TA

Рис.112 Танк ТА-1. Подвеска.

Боекомплект пулемётов позволял в течение 10 мин вести из них непрерывный огонь. Кроме штатных приборов наблюдения за полем боя на малой башне установили стробоскоп.

Танк имел противопульное бронирование.

В качестве двигателя первоначально планировалось использовать американский «Либерти». Но после начала проектных работ СССР получил права на лицензионное производство германского мотора «BMW-IV», мощности которого (500 л.с.) оказалось достаточно для его установки на новой машине. Поэтому остановились на данном двигателе.

Ведущим было заднее колесо, направляющим – переднее. Гусеница лежала на трёх поддерживающих роликах. В качестве подвески установили модернизированную подвеску с танка Кристи (М.1940), изменив конструкцию балансиров катков опорных (по 5 сдвоенных опорных на борт). Гусеницы цевочного зацепления из штампованных траков. Направляющие колёса, поддерживающие и опорные траки в целях повышения плавности хода танка оснащались наружной амортизацией.

Танк имел более слабое, чем у ТГ, бронирование. 20 мм основная башня и 13 – малая, против соответственно 30 и 20 у танка-прототипа. Но это с лихвой, по мнению разработчиков, перекрывалось 50 % снижением массы танка, его существенно возросшей скоростью и проходимостью. По расчётам конструкторов танк должен был развивать скорость до 50 км/час.

Маневренный (средний) танк ТА изначально создавался как чисто гусеничная машина. Но среди большого числа представителей высшего командования РККА существовало твёрдое убеждение в том, что танк должен быть колёсно-гусеничным. На что и было указано конструкторам.

Необходимость использования колёсно-гусеничного движителя повлекла за собой необходимость кардинальной переработки проекта. Так появился проект ТА-2 (Т-1002).

TA 4

Рис.113 Танк ТА. Поперечный разрез.

Новый танк получил полностью переработанную ходовую часть. На борт осталось по три катка опорных большого диаметра (обрезиненных). При движении на колёсном ходу первый стал управляемым, а на два задних – ведущими. Именно на них через гитары передавался крутящий момент двигателя. Между первым и вторым большими опорными катками по борту разместили тележку, оснащённую двумя опорными катками малыми. Последняя применялась только при перемещениях танка на гусеницах..

 TA 5

Рис.114 Чертёж основных проекций танка ТА-2

Основными инженерными задачами, которые пришлось решать группе при работе над ТА-2, стала конструкция передних катков (управляемых) и узлов подвески опорных катков задних (ведущих). С целью облегчения управления танком при его движении на колёсах использовали пневматический усилитель.

Масса танка возросла до 27,5 тонн. Сократив боекомплект число пулемётов смогли увеличить до пяти. Теперь время непрерывного ведения огня из них сократилось до 6 минут. Зато было выполнено требование заказчика об установке бортовых пулемётов «для зачистки» преодолеваемых окопов.

TA 6

Рис.115 Вид в плане танка ТА-2

Проектная скорость танка была обозначена как 80 км/час при движении на колёсном ходу и 50 км/час при движении на гусеницах.

Возросшая масса танка, недостаточный для «маневренного танка» запас хода и существенно возросшая цена машины, к которым добавился ряд существенных недостатков, выявленных в проекте, привели к тому, что проект свернули.

TA 7

Рис.116  ТА-2 (Т-1002). Продольный разрез.

 

Но, как оказалось, ненадолго. В конце 1931 года УММ РККА принимает решение об использовании конструкторского задела, полученного в ходе работы над проектами ТА-1 и ТА-2 для использования в целях создания проекта тяжёлого «танка прорыва». Проект получил обозначение Т-3 (ТА-3).

Перед конструкторами группы Асафова была поставлена задача создать новый танк с колёсно-гусеничным движителем, обладающий высокой подвижностью, надёжной бронёй и мощным вооружением. В качестве пожелания была озвучена возможность защиты экипажа танка от ОВ.

 

TA 8 

Рис.117. поперечный разрез танка ТА-2 (слева), разрез танка ТА-2 по моторному отделению (справа).

 

На танке Т-3 было изменено размещение вооружения. Обе пушки перенесли в основную башню, установив в спарке, но сохранив при этом возможность индивидуального наведения каждой из них в вертикальной плоскости. Пулемёты «Максим» поменяли на более эффективные новые пулемёты ДТ. Один разместили в качестве курсового в переднем броневом листе корпуса, два установили в кормовой части башни, два – в боевом отделении по бортам. Боекомплект вновь был увеличен для каждого пулемёта до 10-минутного непрерывного ведения огня.

 

 TA 9

Рис.118  Подвеска танка ТА-2

 

Компоновка танка также была изменена. Отделение управления совместили с боевым. Моторно-трансмиссионное осталось в кормовой части танка. Число членов экипажа увеличилось до 6. Ходовую часть нового танка защитили фальшбортами. Причём те броневые листы, которые защищали передние опорные катки. Являвшиеся управляющими, при подготовки к колёсному ходу можно было откинуть на борт.

TA 10

Рис. 119 Танк Т-3 на колёсном ходу

В качестве приборов наблюдения, кроме обычной оптики использовались стробоскопы. Ещё одним новшеством стала установка на крыше башни командирской башенки, наличие которой облегчало наблюдение за местностью. Практически вся\ ходовая и силовая часть без изменений были взяты у ТА-2. За единственным исключением, КПП разместили поперёк корпуса.

Танк Т-3 получил герметичный корпус и специальный комплект «газовой защиты» экипажа, оснащённый принудительной вентиляцией и фильтрами. Планировалась также установка на танк радиостанции, имевшей дальность связи 30-50 км.

Масса танка возросла до 32,5 тонн. Однако конструкторы настаивали на том, что на скорости танка это скажется не очень сильно, и он сможет на колёсах двигаться со скоростью 70 км/час, а на гусеничном ходу – 45 км/час.

Все конструкторские наработки в рамках данных проектов УММ РККА передало в ОКМА завода «Большевик», для последующего использования в работах по созданию опытного позиционного (тяжёлого) танка ТГ.

 TA 11

Рис.120  Общий вид танка Т-3 (проект)

 

В ноябре 1931 года завод получил новые ТТТ на проектируемую машину, два опытных образца которой должны были быть изготовлены в металле до июля 1932 года. В рамках этих работ появился тяжёлый танк Т-35.

таблица ТА

 

Поделитесь с друзьями:

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

CAPTCHA image
*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>