Проект танка ТММ (Лёгкий танк сопровождения)

Разработчик: ВАММ им. И.В.Сталина

Начало работ над проектом: 1931

Изготовление опытного экземпляра: 1932

Судьба проекта: в серийное производство не пошёл в связи с тем. что по результатам испытаний показал худшие характеристики, по сравнению с закупленным в Англии танком «Vickers Mk.E»

ТММ-1

Рис. 121 Танк ТММ-1

Закупленный в Великобритании танк «Vickers Mk.E» был передан для изучения и освоения серийного производства данной машины на завод «Большевик», который должен был организовать выпуск данной машины под индексом В-26.

Параллельно данным работам группа слушателей академии ВАММ предприняла попытку разработать альтернативный проект аналогичного танка, использовав, в качестве прототипа, английскую машину. В процессе работы инженеры стремились решить двуединую задачу: создать советский танк сопровождения, более простой по своей конструкции, чем имевшийся в то время Т-19 и в полной мере использовать для этих целей наработки английских танкостроителей.

ТММ-1 на испытанияхВ связи с тем, что отечественные конструкторы ещё не имели достаточного опыта в проектировании и разработке ходовой части, последнюю, практически в неизменном виде, позаимствовали у Виккерса. Корпус для отечественного танка и в первом проекте (ТММ-1) и во втором (ТММ-2) спроектировали практически «с чистого листа». Основные новшества технического порядка, безусловно, нашли отражение в проекте ТММ-1. На этот танк поставили американский двигатель   Hercules (6 цилиндров, 95 л.с.). Рабочее место механика – водителя перенесли справа налево. А на освободившееся место первоначально собирались установить пушку калибра 37мм и ввести в экипаж танка четвёртого члена для её обслуживания. Но затем предпочтение было отдано пулемёту ДТ.

ТММ-1 на испытаниях

Рис. 122 Танк ТММ-1 на испытаниях

 

На ТММ-1 усилили лобовое бронирование (до 20мм) башен и корпуса. Причём башни в неизменном виде заимствовали у того же Виккерса. Британской осталась и трансмиссия.

Танк ТММ-2 дополнительно к вышеназванным техническим новшествам получил улучшенную КПП и новый механизм поворота, не имевший бортовых фрикционов. Установку курсового пулемёта тоже планировали, но на прототипе он не устанавливался.

Визуально первый вариант отличался от второго только слегка изменённым корпусом, выдвинутая на ТММ-1 далеко вперёд рубка м/в на ТММ-2 отсутствовала. В результате проведённых работ габариты танка частично сократились. Длина – до 4270 мм, а высота – до 1990 мм.

ТММ-2

Рис.123  Танк ТММ-2 Вид спереди

Пока шли проектные и испытательные работы ТУ УММ РККА приняло решение о том, что что лицензионный вариант британского «Виккерса» серийно производить гораздо выгоднее, чем разрабатывать отечественные «гибридные» проекты (Т-19 улучшенный и т.п.). этому способствовало и мнение представителей ХПЗ, крайне негативно высказывающихся об отечественных наработках. В первую очередь они указывали при этом на то, что проекты ТММ и Т-19 и двигатели к этим танкам гораздо сложнее и дороже в производстве и при этом обладают более низкой надёжностью и качеством.

Испытания ТММ-1 и ТММ-2 подтвердили правоту харьковских танкостроителей. И работы над проектами свернули в пользу организации серийного выпуска В-26.

 

ТММ-1

Рис. 124 Танк ТММ-1. Вид сбоку

 

 

Поделитесь с друзьями:

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

CAPTCHA image
*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>