Внешний вид и компоновка нового перспективного танка кардинально отличались от классической версии.
Деревянная модель первого варианта новой компоновки танка «Объект 490». 1:10. В первоначальном варианте гусеничные движители предполагались в обводах 3+3 катка.
Первоначально планировалось разместить экипаж в кормовой части нового танка. Более подробно вопросы размещения экипажа были рассмотрены в статье «Проблема сокращения численности экипажа основного танка». Ю. М. Апухтин, А. И. Мазуренко, Е. А. Морозов, П. И. Назаренко. ВБТТ. №6. 1980.
Обитаемый отсек
Компоновка танка
Одним из принципиальных отличий от традиционной компоновки танков явилось условное разделение новой машины на пять отсеков, изолированных друг от друга.
Их расположили последовательно (вдоль продольной оси машины), считая от носа до кормы. Причём, последовательность их размещения выбиралась согласно вкладу каждого из отсеков в боевую эффективность будущего танка.
Один из ранних вариантов компоновки предусматривал следующую последовательность:
- Топливный отсек.
- Отсек для размещения систем двигателя и силовой установки.
- Отсек основного вооружения.
- Отсек автомата заряжания.
- Отсек экипажа.
Топливному отсеку, вынесенному в носовую часть корпуса, планировалось обеспечить минимально допустимые уровни защиты, рассчитанной на эффективное противодействие наиболее массовым средствам поражения (1000 мм от КС и 700 мм от БПС).
Отсек разделили несколькими продольными перегородками, поэтому, при его повреждении топливо утрачивалось частично. В бою это не могло привести к потере машиной боеспособности.
Далее следовал отсек, занятый системами двигателя и силовой установкой, над которым размещался третий отсек (основного вооружения).
Они были защищены лучше, т.к. повреждение орудия или двигателя значительно снижает боевые возможности машины. При этом топливный отсек выступал в качестве дополнительного защитного экрана для силовой установки, что повышает живучесть танка при его снарядном обстреле. (Более развёрнутую информацию по данному вопросу можно получить в статье «
Силовая установка включала пару одинаковых двигателей (при проработке макета речь шла о 5ТДФ, в перспективе планировался монтаж 4ТД).
Трансмиссия с гидрообъёмной передачей обеспечивает регулировку мощности, передаваемой на каждый из гусеничных обводов. Это даёт возможность:
- Рассматривать для установки двигатели средней мощности (800-1000) л.с. для обеспечения высокой мощности данной силовой установки в целом;
- Сохранять подвижность при боевом повреждении одного из двигателей;
- Уменьшать расход топлива, благодаря возможности использовать один либо оба двигателя (с учётом фактических дорожных условий);
- Танк имел равную заднюю и переднюю скорость, превышающую 75 км/час, что существенно повышает выживаемость танка в бою.
Следом идёт четвёртый отсек, в котором расположен автомат заряжания (А3) с боекомплектом, защита которого ещё более высокая. В частности, от фронтального огня он дополнительно защищён предыдущими отсеками. В верхнем поясе дополнительную защиту создаёт отсек основного вооружения.
Объясняется это тем, что поражение данного отсека, наряду с потерей боевой машиной огневой мощи, может вызвать детонацию боекомплекта с весьма серьёзными последствиями.
Основные проекции объекта 490
В целях нейтрализации возможных высоких давлений, которые создаются при детонации, в конструкции днища танка были предусмотрены вышибные пластины (в первой версии комплектации они располагались в крыше), играющие роль своеобразных предохранительных клапанов. (Более подробно данная тема рассмотрена в статье
Длина отсека А3 подбиралась с таким расчётом, чтобы в нём можно было размещать унитарные боеприпасы, длина которых составляет 1400 мм. Это должно было упростить кинематику подачи и досылания боеприпасов в камору танковой пушки.
Вариант перспективного танка (разработка ~1989-91).
В первой версии компоновки выстрелы в А3 планировалось размещать вертикально в конвейерах (32 выстрела), откуда они должны были поступать в расходный механизм, рассчитанный на 4 выстрела, который размещался по центру.
В заключительном варианте остановились на их горизонтальном размещении.
В кормовой части танка разместили пятый отсек (для экипажа). Танкистам был обеспечен максимально возможный комфорт:
- Экипаж располагался на своих боевых постах сидя;
- В отсеке было предусмотрено решение всех бытовых вопросов (с учётом требований эргономики): имелся санузел, кондиционер, отопление, место для приготовления пищи.
На крыше во второй (малой) башне разместили комплекс электронно-оптических средств поиска целей и управление бортовым вооружением (дополнительным и основным).
Подобная компоновка позволяла дифференцировать уровни защиты и живучести отдельных компонентов боевой машины в соответствии со степенью их значимости.
Ствол переведён в положение ОПВТ
Весьма любопытной особенностью компоновки танка являлось использование пушечного ствола в качестве трубы воздухозабора (ОПВТ). Она обеспечивала высоту подъёма в 4600 мм при максимальном превышении на корму на угол до 30°.
Новый вариант перспективной боевой машины отличался от первоначальной версии решениями, принятыми:
- по схеме броневой защиты;
- автомата заряжания;
- гусеничного движителя (4 + 2 катка).
Начало *** продолжение
Поделитесь с друзьями: