Часть V
Постановлением № 443 СС Комитета обороны при СНК СССР было решено принять танк Т-32 на вооружение РККА после устранения рада замечаний, основными из которых являлись:
- требование об увеличении толщины брони серийных машин до45 мм;
- улучшение обзорности для членов экипажа;
- замена пушки Л-11 на Ф-32, также имевшей калибр76 мм;
- установка 4 пулемётов: спаренный с пушкой, пулемёт радиста, резервный пулемёт, зенитный пулемёт. Все 4 калибра 7,62 мм…
Новому серийному танку присваивалось название Т-34.
Первый опытный образец, с устранёнными замечаниями, был изготовлен харьковчанами в январе, а второй – в феврале 1940 года. Испытания выявили целую гамму недостатков, о которых почему-то говорить в отечественных СМИ не принято. Но от фактов никуда не денешься. Вот только отдельные выдержки из дневников проведения испытаний.
«… в движении видимость отвратительная. Стёкла забиваются снегом и потеют через каждые семь-десять минут… требуется остановка и очистка их снаружи…»;
«… в башне при установленной Ф-32 очень тесно…».
К установленному сроку испытатели не успевали «накатать» необходимый пробег. Без этого танки нельзя было представлять на правительственном показе. Чтобы решить этот вопрос в установленные сроки танки решили перегнать из Харькова в Москву своим ходом. Ответственным исполнителем от завода назначили главного конструктора М.И.Кошкина.
Недалеко от Белгорода у одного из опытных танков «сорвали» главный фрикцион. Пробег продолжили с одной машиной, а ко второй вызвали ремонтников с завода. На подходе к Серпухову колонну из одного танка и двух тягачей «Комсомолец» встретил заместитель Наркома среднего машиностроения Горегляд А.А. (С 1939 все танковые заводы СССР переподчинили этому комиссариату). Дождавшись на территории завода № 37 (Черкизово) второй танк, заводчане представили обе машины 17.03.40 в Кремле на Ивановской площади. Причём в Кремль допустили только двух механиков-водителей из числа заводской группы. Рядом с каждым из них на месте стрелка-радиста разместился офицер НКВД.
Машины были представлены Сталину. Они ему понравились. В результате появилась его рекомендация «помочь харьковчанам в устранении недостатков. Против принятия данного танка на вооружение активно выступал начальник ГАБТУ Павлов Д.Г. и зам. наркома обороны Кулик Г.И., которые считали, что «СССР дорого заплатит за выпуск несовершенных машин…».
После «парадных смотрин» оба танка убыли в Кубинку для продолжения испытаний. Обстрел из 45-мм противотанковой пушки с расстояния в100 мпоказал следующее: два попавших в башню снаряда рассыпались зеркала и стёкла смотровых приборов, местами разошлись сварные швы у днища ниши башни и по контуру бронировки смотровых приборов, оторвался налобник орудийного прицела, погон деформировался и башню заклинило...
Ходовые испытания также преподнесли ряд неприятных «сюрпризов». При снежном покрове в1500 ммтанки на подъёмах в 15 градусов показали очень низкие сцепные качества гусениц…
В целом было вынесено решение, что Т-34 превосходят все стоящие на вооружении РККА танки и рекомендуются к принятию на вооружение. Но при обязательном устранении всех выявленных недостатков, коих набралось… 86 пунктов.
31.03.1940 при итоговом осмотре первого опытного танка Т-34(А-34) стороны подписали протокол о постановке данной модели на серийное производство сразу на двух заводах, харьковском паровозостроительном (№ 183) и сталинградском тракторном (СТЗ). КБ ХПЗ ставилась задача, до начала серийного производства решить вопрос с увеличением заброневого объёма башни. При этом менять углы наклона броневых листов и диаметр погона башни запрещалось. Радиостанцию необходимо было перенести в корпус. Госкомиссия в течение 5 суток должна была утвердить рабочие чертежи Т-34 для запуска последнего в серийное производство.
В апреле 1940 танки вернулись (также своим ходом) в Харьков. 3000-километровый пробег не прошёл безрезультатно. Погорели ферродо на дисках главных фрикционов и тормоза, возникли трещины на вентиляторах, многочисленные сколы на зубьях шестерён КПП. Вывод напрашивался сам собой: без дефектов3000 кмгарантийного пробега машина не даст (даже после изменений в конструкции).
К лету 1940 по танку был нанесён ещё один серьёзный удар. СССР закупил в Германии два Pz.III. сравнительные испытания с этим танком Т-34… проиграла!
Превосходя немецкий танк по бронезащите и вооружению, Т-34 уступал последнему по целому ряду других основных характеристик. В башне немецкого танка экипаж из трёх человек размещался достаточно комфортно. А командирская башенка давала последнему прекрасный круговой обзор. Каждый член экипажа имел собственную внутреннюю связь. В башне Т-34 с большим трудом размещались только двое. Причём один исполнял не только обязанности наводчика, но и должен был командовать танком. А, в отдельных случаях, и танковым подразделением. Внутренняя связь была только у командира и механика-водителя. Два других члена экипажа таковой не имели.
Pz.III превзошёл нашу машину и по шумности работающего двигателя, и плавности хода. На максимальных скоростях немецкий танк можно было услышать всего за 100-150 метров, в то время как Т-34 почти за450 метров.
В скорости Т-34 также уступал своему немецкому оппоненту. На шоссе Т-3 достигал скорости69,7 км/ч, а лучший результат, показанный Т-34, составил всего48,2 км/ч. А эталонный БТ-7 на колёсах смог достичь только68,1 км/ч.
Кроме этого немецкая машина обладала более высоким качеством оптики, лучшей подвеской, трансмиссией и двигателем. В ней более рационально размещался боезапас и радиостанция.
Полученные результаты сравнительных испытаний доложили маршалу Кулику, который, утвердив их, приостановил, тем самым, производство и приём Т-34 «до устранения ВСЕХ выявленных недостатков». Сторонники выпуска Т-34 обратились непосредственно к К.Е.Ворошилову, являвшемуся в то время наркомом обороны. Всесторонне рассмотрев вопрос, он принял следующее решение: «Машины продолжать делать; сдавать в армию, установив 1000-км гарантийный пробег. Заводу начать разрабатывать новую машину – Т-34М, введя в неё не только прочностные изменения, но и пятискоростную коробку передач».
Поделитесь с друзьями: