Часть VII
Итак, что же это за причины?
Ещё тогда, когда руководителем КБ на заводе № 183 был М.И.Кошкин, здесь начались проектно-конструкторские работы по двум вариантам модернизации танка Т-34.
Первый проходил под индексом А-41. В рамках этого проекта делались попытки устранить выявленные недостатки «малой кровью», то есть без разработки нового корпуса для танка и замены его силового агрегата. Для танка А-41 была разработана новая трёхместная башня, имевшая увеличенный погон (1700 мм против 1420 мму танка Т-34), оснащённая новой пушкой Ф-34, которую в то время начал производить завод № 92.
Конструкторы, занятые в данном проекте, считали, что новая башня, значительно более просторная, позволит единомоментно решить все вопросы, связанные со слепотой танка и теснотой его боевого отделения. Но установить такую башню без кардинальной переработки конструкции корпуса им не удалось. Поэтому данный проект дальше документальных проработок не пошёл.
В рамках второго варианта создавалась машина А-43, которая более известна всем под наименованием Т-34М. Новая машина была длиннее прототипа, выше и уже его. Т-34М имел увеличенный на 50 мм клиренс, оснащался специально для него спроектированным 600- сильным дизелем В-5. КПП осталась старой, но в паре с ней устанавливался демультипликатор. Это позволило с 4 скоростной коробкой иметь восемь скоростей вперёд и две назад. Подвеску свечного типа, доставшуюся Т-34 как наследство от «дедушки» (танка Кристи), которая перекочевала на него с БТ практически в неизменном виде, на Т-34М заменили подвеской торсионной.
На А-43 установили спроектированную для А-41 башню. Она имела два круглых посадочных люка с командирской башенкой. Боекомплект новой пушки возрос с 77 до 100 выстрелов, а количество пулемётных дисков возросло с 46 до 72. Этого удалось достичь за счёт переноса радиостанции из башни в корпус танка. В результате всех нововведений Т-34М стал на 987 кг легче прототипа, но незначительно возросло давление на грунт (за счёт того, что новые гусеницы были на 100 мм уже).
В январе 1941 года проект Т-34М получил одобрение Комитета Обороны. Эталонные образцы танка в количестве двух экземпляров начали изготавливать в металле в марте 1941 года. Предприятиям - смежникам была поставлена задача: освоить производство агрегатов и узлов для Т-34М. Производство башен (штампованно-сварных), имевших 45 мм бронирование стенок, было возложено на ММЗ (Мариуполь), который эту башню и разрабатывал. К маю 1941 года были изготовлены первые башни в количестве пяти и полностью подготовлено всё необходимое для их серийного производства.
На заводе № 183 также практически почти всё было уже готово к началу серийного производства Т-34М. По состоянию на 17.04.41 было готово три корпуса новых машин. В конце апреля с ХТЗ поступили все необходимые элементы конструкции ходовой части. Но запланированный к установке дизель В-5 так и не смогли довести до серийного производства, ни к запланированной дате, ни к началу войны…
Начавшаяся война заставила свернуть ВСЕ работы по Т-34М. А если бы удалось наладить серийное производство ТАКОГО танка неизвестно, как бы это сказалось на ходе военных действий.
Именно из-за того, что Т-34 рассматривался всеми предприятиями и КБ как промежуточная, проходная модель, которой практически уже подготовлена замена, работы по её модернизации считались пустой тратой времени и сил. Зачем работать с бесперспективным проектом?
Начавшаяся война отодвинула модернизацию на второй план. Фронту срочно нужны были танки. Много танков. На фоне огромных потерь техники в первые месяцы войны и сокращении её выпуска из-за эвакуации заводов на Восток думать и говорить об устранении недостатков конструкции уже не приходилось.
Так что же получила Красная Армия в лице Т-34: шедевр конструкторской мысли года 1941 или это очередной миф серии «Россия – родина слонов»?
Общепринято, что этот танк по состоянию на 1941 год был самым современным танком мира. Но давайте уточним: по конструкции или, всё-таки, по концепции, в него заложенной?
Давайте разбираться. В двух словах, вспомним предысторию возникновения Т-34. Задание на создание нового танка (БТ-9) было выдано ХПЗ в 1935 году. Уже в ТТХ на эту машину предусматривалось, что броня должна устанавливаться под наклоном, возможность установки дизеля и76 ммтанковой пушки. Уточнения, внесённые в техзадание в 1937 году, оптимизировали последнее, акцентировав основные требования на трёх узловых моментах: дизель/ наклонная броня/ пушка калибром45 мм.
Новая версия танка А-20 (опять колёсно-гусеничного) появилась в металле в начале года 1939. Параллельно с созданием А-20 был создан А-20Г, гусеничная машина, отличавшаяся от А-20 наличием пятого бортового катка и отсутствием привода для колёсного хода. А-20Г под наименованием А-32 был изготовлен в двух экземплярах, отличавшихся только калибром установленной пушки (45 и76 ммсоответственно). В конце года 39 А-32 защитили45 ммбронёй, благо конструкция имела технический запас для этого. И получился Т-34!, который и приняли на вооружение РККА.
Ну и что нового содержалось в этой конструкции образца 35 года?
Правильно, НИ-ЧЕ-ГО!
В результате всех этих работ получили средний танк (по массовым характеристикам), вписанный в габариты лёгкого и имевший очень тесную компоновку.
Считается, что Т-34 имел инновации: дизель и наклонную броню. В 1935 это было новинкой. А в 1941? К этому времени наклонное расположение броневых листов в той или иной мере уже широко использовалось в мировом танкостроении. Пример: советский БТ-СВ или французский FCM 36. А если говорить о французских танках, имевших литые корпуса, то их форма была ещё более совершенной. Дизель тоже не был редкостью и уже достаточно широко использовался в танкостроении, особенно японцами. А то, что в странах Европы мощные танковые дизели не разрабатывали, объясняется банально. Здесь танкам просто не требовался большой запас хода. А уже имеющиеся моторы для автомобилей с лихвой покрывали потребности танкостроителей. Танки с бензиновыми двигателями стояли на вооружении европейских государств почти до шестидесятых годов прошлого века. И вовсе не потому, что не было подходящих дизельных двигателей. Грузовиков с такими двигателями в Европе было множество. А вот в СССР их не было совсем.
Ну а подвеска «типа Кристи» это раритет даже для 41 года! А ведь у нас уже была современная для того времени торсионная подвеска (танк Т-50, КВ-1). Такую же имел и немецкий Pz.III.
Так что, отбросив фразеологическую шелуху, среди действительных новшеств можно отметить только76 ммпушку, имевшую ствол длиной в 41 калибр. Тут аналогов у Т-34 не было. Но только пушка в бою не решает почти ничего. Тем более, если её боевые возможности сводятся до минимума неудачно расположенными наблюдательными приборами и прицелами, их низким качеством и ужасающей стеснённостью боевого отделения (напомним, оно предназначалось для45 ммпушки).
Говорить о том, что Т-34 в 41 году являлся конструкцией устаревшей, тоже нельзя. Но и к современным его отнести достаточно сложно. Тот же Т-50 или КВ-1 были гораздо современнее. А конструкции немецких Pz.III и Pz.IV были отработаны конструктивно гораздо лучше. По-настоящему передовым и современным для того периода был Т-34М.
Однако при всех своих недостатках танк Т-34 представлял собой идеально сбалансированную машину. По параметрам «манёвр/броня/огонь» он вплотную приближался к оптимуму. Именно это позволяет нам говорить о том, что танк Т-34 - первый в мире танк, который можно назвать универсальным. Благодаря своим боевым возможностям он в 1941 году доминировал на поле боя. Концептуальных аналогов нашему танку в мире не было! Немцы смогли создать свой универсальный танк только в 1942 году (Pz.IV, оснащённый новой пушкой калибра75 мм). К этому же времени германский Т-4 догнал нашу «тридцатьчетвёрку» по сбалансированности конструкции и обогнал её по своим боевым характеристикам.
ВЫВОД, на первый взгляд, парадоксальный. Не будучи достаточно современным для 1941 года по своей конструкции, Т-34 являлся самым современным по заложенной в него концепции!
Поделитесь с друзьями: