Малые танки. Шаг третий. Т-37А. Часть I

Танк Т-37 разрабатывался параллельно с танком Т-41.  Данная модель не пошла дальше заводских прототипов. Вместо неё успешно прошла испытание другая модель. Т-37А. Во многих источниках именно её ошибочно называют Т-37. Принципиальное конструктивное отличие Т-37 и Т-37А заключается в том, что ходовая часть первого создавалась по типу «Крупп»

(разработка веймарской Германии), а создатели Т-37А ориентировались на британскую амфибию «Виккерс». Другой часто встречающейся ошибкой (при использовании классификации, применявшейся в СССР и ныне применяющейся в России) является применение к данной модели малого плавающего танка наименования танкетка.

Малый плавающий танк Т-37А образца 1933 годаВ первой статье указанной серии я уже писал о том, что работы по созданию малого плавающего танка были инициированы не только потребностями армии, но и появившимися техническими возможностями. В 1930 году в Великобритании появился танк-амфибия произведённый фирмой «Виккерс». Материалы рекламного характера, посвящённые данному танку, появившиеся в открытой печати, использовались советскими инженерами при создании Т-33 и Т-41, о которых шла речь в предыдущих статьях.

Однако танк не заинтересовал представителей британской армии и был предложен производителем для продажи на внешнем рынке. СССР 05.02.32 заявил о готовности приобрести 8 танков и уже в июне 1932 года две первых амфибии поступили в нашу страну. Изучение их конструкции и обобщение опыта, полученного в процессе разработки Т-37 и Т-41, привело к решению принять на вооружение РККА нечто среднее: компоновочная схема от Т-41, адаптированная к ходовой части Т-37. Получившаяся машина получила индекс Т-37А. И вот, 11.08.32, СТО (Совет Труда и Обороны) СССР принимает танк Т-37А на вооружение РККА. Парадокс этого решения заключается в том, что на момент выхода этого документа не было изготовлено даже опытного образца танка.

Главным конструктором назначили Н.Н.Козырева. Головным производителем новой машины должен был стать 2-ой автозавод ВАТО, который на момент передачи ему заказа, стал заводом № 37.

танк Т-37А на полевых испытанияхПланы производства были наполеоновскими. До конца 1932 года произвести 30 серийных танков Т-37А. Для этого заводу были переданы все материалы по Т-37 и один приобретённый «Виккерс-Карден-Ллойд». План на 1933 год предусматривал выпуск уже 1200 танков этой серии. Но ни организационных, ни, тем более, технических возможностей для этого в нашей стране на тот момент не было. Что и сказалось на результатах выполнения данного заказа самым плачевным образом. За первые 6 месяцев 1933 года завод сумел выпустить только 30 плавающих танков, из которых почти половину (12 штук) составляли Т-41. План требовал поставить в войска 225 машин Т-37А.

Второе полугодие также не принесло существенного улучшения ситуации. Спецмаштрест и армия требовали от завода танки. На 01.01.1934 их должно было быть поставлено 800 штук. Фактически удалось выпустить только 126, из них два танка были оснащены радиостанциями. Танки выпуска 1933 года отличались от танков более позднего выпуска тем, что у них отсутствовал волноотражательный щиток в носовой части корпуса и вместо боковых поплавков стояли плоские надгусеничные полки.

Поделитесь с друзьями:

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

CAPTCHA image
*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>