Долгая дорога к танку

Авторство на этот материал принадлежит  Stranger_NN. А размещён он был на его странице в ЖЖ.

Часть I.

Tritton Trench Crosser

 

Интересными и причудливыми путями ходила конструкторская мысль, упершаяся в траншеи Первой Мировой. Нет, глобально идея была понятна: нечто с механическим двигателем, прикрытое броней, способное устоять под пулеметным огнем и ...преодолеть траншеи.

 

С первой частью было проще, способные нести броню тракторы уже были, а вот насчет траншей... Довольно известны разработчик сельхозтехники Уильям Триттон из William Foster & Co. Ltd (в городе Линкольне) придумал решение, которое очень заслуживает звания "часы с кукушкой".

 

Триттон наползает на траншеюTritton Trench Crosser наползает на траншею

опускает мост

Опускает мост

переползает через ров

 Tritton Trench Crosser переползает через траншею

 Его Tritton Trench Crosser, строился вокруг новейшего трактора Daimler-Foster, которые построили для Южной Африки, но с началом войны конфисковали для нужд армии.

трактор Daimler-Foeter

Собственно, это были самые мощные машины с двигателем в 105 л.с. "с внешним охлаждением"*, осталось научить их перебираться через траншею. А потом уже взять в броню, поставить пулеметов с пушками, ну это понятно само собой.

Уильям Тритон

Уильям Триттон, еще не сэр, на фоне своей машины

С передним колесом решили просто: добавили еще один каток и взяли "переднюю тележку" в эдакую лыжу, которую задние колеса переталкивали через траншею, а дальше... Дальше начинался цирк.

По бокам трактора висят на цепях два ...одноколейных моста. Когда они оказываются над траншеей, их опускают и по ним проходят огромные задние колеса. Думаете, на этом всё? Как бы ни так.

Проехав на некоторое расстояние от траншеи - надо было дать задний ход, снова проехать большими колесами по этим балкам, после чего поднять их цепями на штатное место. Вот теперь можно было двигаться к следующей траншее.

машина Тритона вид спереди

Tritton Trench Crosser, вид спереди на "черезтраншейную" лыжу

 Разумеется, военные посмотрели на это безобразие и впали в пессимизм. С одной стороны, через траншею Tritton Trench Crosser переползал. Но то, как он это делал - лишало его всяких военных перспектив. Но, надо отдать Уильяму Триттону должное, он не стал накручивать бред на бред, сменил направление мысли - и по праву считается теперь одним из отцов классического гусеничного танка.

первый классический танк

Для справки. Короб с трубой - это не паровой котел. Там внутри сам ДВС, на который просто льется вода, охлаждая мотор. Пар поднимается через трубу (не знаю, применяется ли там эжекция пара выхлопом, но было бы логично, да и на паровозах эжекционные насосы были известны), так что во время движения трактор очень смахивает на паровой.

Трактор на ходу с прицепами

походное положение с поднятыми балками

Машина в походном положении с поднятыми балками.

прошла траншею

Машина прошла траншею и сейчас будет оттягивать и подбирать балки

Часть II. Pedrail / Diplodock

 Самое интересное, что абсолютно пригодное для создания боевой вездеходной машины было создано еще до начала Первой Мировой. Я не знаю точно датировки, но сама гусеница была разработана мистером Диплоком не позже 1910 года, а 1913 году машина с гусеницами по технологии Pedrail (подставные подвижные "копыта" с идеальным прилеганием к поверхности) была продемонстрирована Первому лорду Адмиралтейства У.Черчиллю во время парада в Лондоне.

гусеничный вездеход Pedrail

Гусеничный вездеход по технологии Pedrail

первый гусеничный движитель

Первая гусеница

 лестница для педалей поднимается по лестнице

«Копыта» с прилеганием

 Но, конечно, это было до того, как пару лет спустя слова "позиционный кошмар" наполнились смыслом - понять значение увиденного было нельзя. Просто время еще не наступило. Хотя, машина была - просто загляденье.

автомобильный прицеп для испытаний

И прицеп такой же имелся!

Посмотрите сами: полноценный гусеничный вездеход, с приличной тягой (вон, тянет какой прицеп, и ничего).

вездеход с прицепом

Нет, ну конечно, даже чисто визуально, мотор маловат (лошадок на 40-50, не больше). И даже без брони машина движется небыстро, но в природе уже существовали моторы мощностью и до 105 л.с., и ничего кроме коммерческого невыгодности не мешало и их поставить. И готово нечто, до ужаса похожее на Маленького Вилли.

Маленький Вилли

 Маленький Вилли

Впрочем, надо признать, что боевую машину на основании идей Диплока все-таки попытались построить, но надо сказать, совершенно противоестественную. Но об этом в другой раз.

 

Часть III. Как у Pedrail не получилось (две с половиной истории сразу)

Честно говоря... С высоты "послезнания" некоторые проекты боевых вездеходных машин столетней давности вызывают оторопь. Как можно было додуматься до таких вещей? До каких? Ну вот, к примеру, взять вот это...

самоходный огнемёт Гигантский огнемет Pedrail Flamethrower Vehicle

Первоначально, упомянутый несколько дней назад, мистер Диплок, взяв за основу проект коммодора Суэттера (предложившего, как раз, примерно бронированный грузовик из прошлого поста), предложил военному ведомству агрегат своей конструкции, платформу на двух поворотных тележках с широченными моногусеницами своей конструкции, каждая из которых приводилась в действие мотором Роллс-Ройс в 46 л.с.

первая версия моногусеницы ДиплокаПервая версия машины на моногусеницах Диплока

Звучало логично, и сначала хотели заказать сразу 12 машин, но одумались и решили посмотреть, что из этого получится.

И поехалиИ поехали потихоньку

 Накрытая броней в 8 мм, машина была рассчитана на десант в 70 (!) штурмовиков с пулеметами. И (по проекту) должна была быть вооружена 12-фунтовым орудием в башне (!).

проект боевой гусеничной машины

Первоначально контракт на изготовление получила автомобильная фирма Foden Ltd. из Чешира. Но там случилась забастовка, и контракт ушел в фирму Metropolitan Carriage, Wagon Carriage, Wagon and Finance Company (Бирмингем), которая построила первый прототип машины. Он был испытан на местности, и оказался не слишком удачным. Но тут дело вступил полковник Кромптон (R.Crompton).

машина перед траншеей

Машина перед траншеей хорошо видны механизмы поворота тележек

Первым делом он подсократил длину машины и выкинул башню. Стало пошустрее, правда, расчетная емкость сократилась до 56 десантников.

Решая проблему с поворотливостью вагона, он переделал машину, она стала двухзвенной сочлененной (или перепроектировал, потому что я не нашел ни одного свидетельства воплощения в железе, кроме экспериментов с тракторами). Но на этом он не остановился. Требовалось радикально увеличить скорость машины, а для этого "стопоход" совершенно не годился.

комиссия контролирует процессКомиссия внимательно наблюдает за процессом

Поэтому, он установил гусеничные пары (или тракторы целиком?) от Bullock Creeping Grip Tracks, впоследствии замененные на продукцию Killen-Strait, с более мощными двигателями.

Тракторы Биллока

А потом ...потом проект гигантского БТРа прикрыли в пользу того, что потом стало "Маленьким Вилли" и классическими танками -"ромбами". Однако история на этом не остановилась.

тест на опрокидывание

Pedrail Flamethrower движется по обочине, тест на опрокидывание

 

Часть IV.

 

В конце 1915 года военный департамент снова вернулся к теме, и предложил рассмотреть создание самоходного огнемета, с запасом огнесмеси в 12000 галлонов (или 54553,08 литров). Фактически, это железнодорожная цистерна(!). Но я думаю, что где-то тут ошибка - я не вижу тут места на 12000 галлонов (да и общий вес машины тогда зашкаливает за любые пределы). Так что я полагаю, что речь идет максимум о 1200 галлонах (около 5,5 кубометров огнесмеси).

фото с полигонаПоследнее фото с полигона на Salisbury Plain, 1917 год

Ну, какая разница, что возить? И Pedrail Company взялась за дело. Спроектировано чудовище было фирмой Stothert and Pitt, стопоходная (снова) ходовая часть - на мощностях Metropolitan Carriage, Wagon and Finance Company, а сборкой занимались Sir William Arrol & Co.

Машина, сухим весом 32 тонны (и это еще с брезентовыми полотнами вместо бортов!), приводилась в движение двумя моторами Astor по 100 л.с., и, говорят, что разгонялось до головокружительных для гусеничных машин того времени 15 миль в час (24 км/ч).

Но даже по сравнению с "ромбами" это была уже очевидная архаика, и после очередных частично успешных испытаний на Salisbury Plain тема была закрыта окончательно.

 

Поделитесь с друзьями:

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

CAPTCHA image
*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>