Проекты лёгкого танка БТ-СВ (БТ-СВ-2)

Разработчик: Н.Ф.Цыганов

Начало работы над проектом: 1936

Изготовление первого прототипа: 1937

Судьба проекта: работы были свёрнуты в связи с арестом главного конструктора проекта. Технические решения по бронированию использовались позднее в конструкции танка Т-34.

БТ-СВ

Рис.309   Танк БТ-СВ. Вид сбоку.

Продолжая работы по усилению бронирования серийно выпускаемых танков БТ конструкторский коллектив, возглавляемый Н.Ф.Цыгановым, создал практически новый танк, в конструкции которого максимально использовались агрегаты и узлы танка БТ-7.

БТ-СВ 2

Рис.310  Модель-копия танка БТ-СВ-2

Принципиальным отличием нового проекта являлся абсолютно новый корпус, отличавшийся большими углами наклона устанавливаемых броневых листов. Например: лист верхний лобовой устанавливался под углом в 53 градуса, верхний кормовой и нижний носовой – под углом в 58 градусов, нижний кормовой – 48 градусов, бортовые листы (верхний и нижний) соответственно под углами в 55 и 15 градусов. Такое решение позволяло, при сохранении массы танка существенно повысить его защищённость. Машина получила аварийный десантный люк в днище отделения управления.

схема БТ-СВ

Рис.311  Основные проекции танка БТ-СВ

В конструкции нового танка отказались от трубы кронштейна, который устанавливался на серийных БТ для колёс направляющих. Это стало возможным вследствие того, что ширину носовой части корпуса танка сделали равной ширине самого корпуса. Данное техническое решение снизило поворотливость машины, вследствие сокращения углов поворота передних катков опорных до 12 градусов. Высота боевого отделения в 1400 мм не позволяла заряжающему работать стоя. В башне размещалось только 5 выстрелов ввиду её малых размеров. Остальной боекомплект для пушки разместили в специальных укладках по бортам и на полу боевого отделения. Для стрельбы в ночное время на танке установили пару прожекторов (на маске пушки).

БТ_СВ 4

Рис.312   Танк БТ-СВ на испытаниях. Декабрь 1937 г.

Новый корпус имел настолько обтекаемые формы, что у него практически отсутствовали выступающие части. Исключение составляли только выхлопные патрубки и пружины подвески. Бортовые листы, как нижние, так и верхние, являлись съёмными конструкциями, установленными на болтах. Из-за данной конструктивной особенности машина получила наименование «черепаха». Для того, чтобы броневая защита ходовой части была более жёсткой, с каждого борта устанавливалось по три специальных перемычки между внутренними стенками корпуса и нижними краями листов. С кормы танка убрали топливный бак, заменив его двумя, размещёнными в полостях бортов танка. Танк получил новую коническую башню, верхний лист которой (крыша) также крепился под углом в 5 градусов к горизонтали. Башня имела общий люк для экипажа. От кормовой башенной ниши отказались. В связи с этим возникла потребность переноса места размещения радиостанции в носовую часть корпуса. К экипажу добавили ещё одного члена – радиста-моториста.

5

Рис.313   Танк БТ-СВ-2

Двигатель танка получил новую систему охлаждения, которая работала в двух режимах: походном и боевом.

Буквы «СВ» после наименования серии танков БТ (быстроходный танк) означали «Сталин – Ворошилов», что вполне укладывалось в русло сложившихся в то время традиций присваивать имена вождей всему, чему только можно.

БТ-СВ 6 

Рис.314 Танк БТ-СВ. Вид сзади. Декабрь 1937 г.

Первая опытная машина БТ-СВ была изготовлена их обычной конструкционной стали  марки «3» (толщина листов колебалась от 6 до 12,5 мм) на автобронетанковой ремонтной базе № 12 Харьковского Военного округа (ХВО) в 1937 году (более точная дата неизвестна). Корпус нового танка был изготовлен из 12мм бронелистов. Проект предусматривал два варианта бронирования:

  • Согласно одной их схем бронирования танк получал противопульное бронирование броневыми листами марки ИЗ с толщиной от 20 до 25 мм;
  • Согласно второму варианту машина получалась более тяжёлой, зато оснащалась противоснарядным бронированием (сталь броневая марки ФД с толщиной листов от 50 до 55 мм) и могла выдерживать попадания 37 – 45 мм снарядов.

БТ-СВ в маскировочном чехле

Рис.315   Танк БТ-СВ-2 с установленным маскировочным кожухом. Весна 1938 г.

В конце 1937 года танк проходил заводские и полигонные испытания. По их результатам в начале 1938 года машину доработали. Второй вариант машины обозначили БТ-СВ-2 и подготовили к испытаниям уже в начале 1938 года. Экипаж танка получил улучшенные возможности наблюдения за полем боя. Это выразилось в том, что на танке в бортах башни и корпусе отделения управления смонтировали триплексы и перископический прицел и установили командирскую панораму на крыше башни.

БТ-СВ - 2

Рис.316   Основные проекции танка БТ-СВ-2

Согласно решению приёмной комиссии при реальном бронировании по второму варианту защищённость машины была признана удовлетворительной. Однако штатная ходовая часть БТ-7 была недостаточна для танка подобной массы (24 – 25 тонн). Поэтому было рекомендовано изготовить полноценный танк-прототип и повторить испытания с целью доработки ходовой части машины. Однако главный конструктор был арестован. И проект закрыли.

модель БТ-СВ

Рис.317   Модель-копия танка БТ-СВ-2

ТТХ танков БТ-СВ

 

 

Поделитесь с друзьями:

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

CAPTCHA image
*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>