Разработчик: НАТИ ведущий конструктор Н.И.Коротоношко
Начало работы над проектом: 1937 год
Изготовление первого прототипа: 1937 год
Судьба проекта: В серию не пошёл. Найденные технические решения использовались в последующих разработках советской бронетехники.
Рис.318 Танк КБТ-7 на испытаниях. 1937 год
Танковые подразделения, создаваемые в РККА, крайне нуждались в организации надёжного управления ими на марше и в бою, в организации устойчивой связи с вышестоящими звеньями управления.
В связи с этим ГБТУ РККА разработало ТТТ к специальной машине управления, которые были выданы конструкторскому бюро завода № 183 в 1937 году. Общее руководство проектными работами было возложено на Кошкина М.И. В качестве базовой машины, для разработки машины управления, им был выбран танк БТ-7. Именно на его основе был создан проект командирского танка. в работе над машиной использовались наработки, полученные при работе над предыдущим проектом командирского танка, которые под руководством конструктора Фирсова О.А. проводились КБ ХПЗ ещё в 32 году.
Рис.319 Модель-копия танка КБТ-7
Основным отличием командирского танка от серийного БТ-7 являлось отсутствие у первого штатной башни, вместо которой корпус оснастили бронированной рубкой-надстройкой, имевшей высоту 60 см и ширину, равную ширине корпуса танка. Именно в ней конструкторы и разместили всё специальное оборудование. Фактически КБТ-7 это первая советская специализированная КШМ (командно-штабная машина), предназначавшаяся для командного состава (от командира роты и выше).
Экипаж КБТ-7 состоял из 4 человек. Кроме механика-водителя и радиста пулемётчика в него входили начальник штаба и командир подразделения. Рабочие места членов экипажа располагались следующим образом:
- Место механика-водителя осталось там же, где оно находилось в танке БТ-7;
- За местом м/в справа располагалось рабочее место командира, слева – начальника штаба:
- За местом начальника штаба у перегородки, отделяющей боевое отделение от моторного, находилось место радиста.
Рис.320 Модель-копия КБТ-7. Вид на правый борт.
КБТ-7 имел противопульное бронирование и изготавливался из обычных стальных и броневых листов. Броневые листы разместили под наклоном для повышения защищённости экипажа. Танк получил корпус коробчатой формы, имевший повышенную жёсткость и двойные бортовые стенки. Носовая часть – суженная, закруглённая продолговатая. Кормовая часть имела трапециевидную форму. Основная сборка осуществлялась сваркой. Надстройка на первом опытном танке была изготовлена из обычной стали марки Ст.3
Рис.321 Вид спереди. КБТ-7 на испытаниях.
Со всех четырёх сторон в стенах рубки были установлены специальные шаровые опоры для пулемёта ДТ. Штатно устанавливалось два пулемёта, первый в лобовом листе, второй – в правом бортовом. Существовал ещё и третий пулемёт, имевший статус запасного. Он предназначался для борьбы с воздушными целями, для чего размещался в специальной пулемётной турели, установленной на основании люка, который имелся на крыше корпуса бронированной надстройки.
На полу (под основанием люка) боевого отделения монтировалась специальная подъёмная площадка, которая в выдвинутом (рабочем) положении обеспечивала удобную стрельбу из этого третьего пулемёта по целям наземным, а также широкий обзор для наблюдателя.
Рис. 323 Вид сзади. Модель-копия.
С целью обеспечения улучшенного обзора за полем боя и действиями подчинённых подразделений в бою КБТ-7 получил четыре триплекса (на каждой из стенок рубки) и два ПКТ. Место командира было выбрано с таким расчётом, что один член экипажа мог, в случае необходимости, вести огонь из пулемёта, установленного в любом из предназначенных для этого мест, не мешая остальному экипажу.
Рис.324 КБТ-7. Вид на левый борт.
Для связи на дальние расстояния на танке установили радиостанцию РТУ, имевшую стационарную штыревую антенну. На небольших расстояниях связь поддерживали с помощью радиостанции 71-ТК-1, штыревая антенна которой была подъёмной. Между членами экипажа связь осуществлялась с использованием ТСПУ-5, которая была рассчитана на 4 абонента.
Кроме радиостанций танк имел специальные светосемафоры танковые (СТС), размещённые в специальных бронированных коробках, размещавшихся на верхних наклонных листах надстройки.
Была также предусмотрена возможность круглосуточной связи с самолётами-разведчиками. Для этих целей на КБТ-7 имелось специальное приспособление ТАСП (танковое авиасигнальное), размещённое на полках надгусеничных и состоявшее из четырёх полотнищ, имевших размеры 190х60 см. Управление этими полотнищами осуществлялось специальным устройством распределительным, которое могло набирать из них различные комбинации сигналов. Ночью указанные полотнища подсвечивали 4-мя специальными прожекторами (установлены парами побортно в специальных стаканах броневых на надгусеничных полках).
Для сохранения направления движения при перемещении по бездорожью и в сложных погодных условиях (ограниченная видимость) механику-водителю танка установили специальный компас КИ.
Ходовая часть, трансмиссия и двигательная установка были оставлены от серийного танка БТ-7. на КБТ-7 впервые испытали новый трёхцветный камуфляж, который затем пошёл в войска, правда, в ограниченном виде.
На вооружение КБТ-7 не поступил в силу целого ряда причин. Основными из них явились следующие:
- Точность и кучность ведения огня из пулемётов была признана неудовлетворительной;
- Малые объёмы боевого отделения не позволяли разместить в нём всё необходимое оборудование и нужное количество командиров-руководителей;
- Демаскирующий внешний вид танка, который провоцировал перенос всего огня на него.
Наряду с заведомо устаревшими техническими решениями (семафоры) в конструкции КБТ-7 нашли применение и очень много новаторских инженерных решений, которые позднее использовались в других танковых проектах (установка двух радиостанций, увеличенный по сравнению с серийным танком экипаж, использование базы серийного танка и т.п.). во время войны всё это успешно использовалось частями Вермахта, а после войны и в командно-штабных машинах, разрабатывавшихся в СССР.
Поделитесь с друзьями: