«Армата». Разговор перед премьерой.

Часть 1. Сохраним ли то, что было?

23 сентября в Нижнем Тагиле открывается RAE 2013. Именно здесь должен произойти премьерный показ «Арматы», за глаза именуемой в наших СМИ «Танком XXI века». И пусть увидеть её смогут только представители высшего командования ВС России и руководители государства, это событие явится знаковым. Впервые за долгие годы у нас появляется не модернизированный, а принципиально новый танк. Во всяком случае, очень хочется верить в это.

5О том, как примерно, может выглядеть новый танк, я писал в статье предыдущей. А сегодня хочу познакомить вас с мнением об «Армате» компетентнейшего человека, генерал-полковника Маева Сергея Александровича. Я отношусь к тому, что он сделал для российского танкостроения с глубочайшим уважением. Поэтому иду на исключение из правил и даю рабочую ссылку на его биографию: http://dostavka-portretov.ru/info-maev.html. О таких людях должны знать все.

Именно этот человек занимал должность начальника ГАБТУ МО РФ в сложнейший период (1966 – 2003). Он лично руководил ОКР «Совершенствование – 88». Конечным результатом проекта должен был стать танк Т-95. Но не стал…

Хотя он практически был уже готов в далёком 2003. Вместе с новым танком на стадии завершения находились проекты целой группы легкобронированных машин различных модификаций (типа БМП). Был практически готов «Росток» (новый БТР). Уже состоялся премьерный показ «Беркута» и «Чёрного орла». Причём, если о последней машине в интернете достаточно много информации, то об экспериментальной машине омского завода нет почти ничего.

8Одновременная работа сразу над тремя проектами позволяла отмобилизовать практически весь научный потенциал танковых КБ России и завуалировать работы над танком XXI века, который создавался на УВЗ.

Параллельно с нашими разработками Украина, получившая в результате развала СССР ведущее танковое производство бывшего Союза, харьковский танковый, активно доводила проекты «Молот» и «Боксёр».

Главным недостатком всех советских и российских танков, которые в то время стояли на вооружении, по мнению генерала Маева, являлось размещение снарядов в автомате заряжания, который находился практически в центре танка. Фактически здесь у них самое уязвимое место:  бортовая броня всего 60 мм … и центр мишени. Ведь именно сюда в первую очередь метит противник, стреляя по танку. Ещё раз это показала Чечня. Выстрел из РПГ-7, детонация боеприпасов и танк вместе с экипажем разносит в клочья.

Т-95Именно поэтому и было принято решение создать танк, имеющий принципиально иную компоновку. И она полностью была реализована в рамках ОКР «Совершенствование – 88».

Конструкция перспективного танка Т-95 имела в носовой части корпуса специальную бронированную капсулу для экипажа и выносное вооружение. Управление танком было автоматизировано практически полностью (и стрельба, и управление движением). РЛС, установленная на машине, позволяла выявлять объекты вероятного противника на дистанции до 10000 м. Танк имел на вооружении высокоточные ракеты, позволяющие гарантированно уничтожать любые цели на дальностях до 5000 м. орудие вело высокоточную стрельбу на дистанциях до 3000 м с использованием так называемого «технического зрения».

2Мощная двигательная установка позволяла танку с места развивать скорость около 70 км/ч всего за 10 секунд. Конструкция подвески это позволяла, она имела высочайший коэффициент. Потребовалось вносить специальные изменения в конструкции установленных на танке амортизаторов, чтобы погасить колебания подвески, возникающие от выстрела. Семь опорных катков позволяли танку твёрдо «стоять на ногах» в любой ситуации.

Механик-водитель управлял танком полулёжа. Кнопочное управление уже тогда существенно превосходило установленное на «Абрамсах» в настоящее время.

3В конструкции Т-95 впервые решили «вечную» проблему советских и российских танков, связанную с вопросами эргономики. Этот танк был спроектирован ДЛЯ человека. очень интересно решили вопрос размещения экипажа. Все три танкиста сидели в ряд, один возле другого: механик-водитель, командир, наводчик (слева направо). Причём командир и м/в могли полностью заменять друг друга.

Вместо рычагов – джойстики, эргономические кресла. Комфорт – высочайший. Достаточно сказать, что он существенно выше, чем на «Леопардах» и «Абрамсах».

4Танк получился достаточно дорогим и требовал эксплуатации грамотными специалистами. Изначально считалось, что экипажи Т-95 будут набираться исключительно из контрактников. Хотя принципиальная возможность подготовить на эту машину танкиста – срочника, тоже была. Контроль за состоянием всех узлов, агрегатов и систем постоянно вела БЦВМ и, при любой неполадке информация о ней (с пошаговым решением на устранение) выдавалась на монитор м/в.

Капсула экипажа размещалась в бронекорпусе и отделяла людей от отсека боеприпасов, давая уже самим этим фактом, чувство уверенности и защищённости.

7Не остались без внимания и вопросы защиты самих боеприпасов. Плюс, дополнительно к этому, в конструкции были реализованы так называемые «вышибные панели», которые просто выбивались, предотвращая детонацию всего боекомплекта, чем сохраняли танк, который легко восстанавливался после этого даже в полевых условиях. боезапас танка составлял 40 выстрелов.

В качестве двигательной установки был установлен специальный Х-образный дизель и проработаны варианты использования  оппозитного и газотурбинного двигателей. Мощность двигателя достигала 1500 л.с. Челябинские двигателисты создали прекрасный двигатель в количестве 15 экземпляров, который успешно прошёл все необходимые испытания.

Т-95 получился достаточно высоким. Но в век высокоточного оружия приземистость танка уже не играет столь важной роли, как это было ранее. Эта машина действительно была именно качественным скачком вперёд в развитии российского танкостроения. Планировалось, что новая машина полностью завершит все государственные испытания к 2005 году и пойдёт в серию. В то время Т-95 на 12-15 лет опережал новейшие разработки ВСЕХ ведущих держав мира, имевших собственное танкостроение. Достаточно сказать, что в 2011 году немецкие танкостроители на выставке в Париже представили концептуальный МАКЕТ нового танка «Леопард», в котором попытались повторить то, что уже было реализовано в конструкции ГОТОВОГО ТАНКА Т-95. Точнее, готовых. В 2003 году два опытных Т-95 уже «накатали» 15000 км. Из новых пушек было произведено 287 выстрелов. ТАНК БЫЛ ГОТОВ!  Оставалось только изготовить третью машину, осуществить на её базе полномасштабную полномасштабную доработку, с учётом замечаний, полученных по 1-ому и 2-ому образцу и провести государственные испытания третьего образца. после чего сдавать танк в серию.

И у нас реально был бы лучший в мире танк.

Поделитесь с друзьями:

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

CAPTCHA image
*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>