Знакомьтесь – «Змей Горыныч»

Мне всегда было интересно узнавать о проектах бронетехники, пусть и не пошедших в серию, но одним фактом своего существования дающих пищу для размышлений и понимания того, какими путями развивалась конструкторская мысль на пути к тем машинам, которые мы сегодня именуем «классическими».

В работе над материалом указанной статьи я использовал материалы сайта «Отвага 2004», Альтернативная история, dishmodels.ru, magicmodels.ru Фотографии и чертежи также взяты оттуда.

В настоящей статье речь пойдёт о модели танка Т-34 с ТРЕМЯ (!) пушками в одной башне. Я долго считал эту информацию «уткой». Но сейчас вынужден признать очевидность подобного проекта.

 Знакомьтесь: танк Т-34-3. Он же – Змей Горыныч.

T-34-3_2Отступление Красной Армии и создавшаяся реальная угроза потери оборонных предприятий, размещённых на территориях Белоруссии и Украины, вынудили правительство Советского Союза приступить к их активной эвакуации вглубь страны, в Сибирь и на Урал.

Не избежал эвакуации и головной производитель Т-34, завод № 183 (ХПЗ). Первый эшелон с оборудованием прибыл на новое место дислокации (УВЗ г.Н.Тагил) 10.10.41. в составе прибывших сотрудников находились и инженеры КБ ХПЗ, занимавшиеся танковой тематикой.

На УВЗ приказом № 117 от 09.11.41, директор завода создал новое КБ по танкостроению – 520-ое. Его штаты были укомплектованы конструкторами ХПЗ. Но понесённые кадровые потери сильно ослабили потенциал бюро. Заменить выбывших конструкторов было некем.

Именно этим ослабленным составом бюро и приступило к решению поставленных перед ним первоочередных задач:

  • С «ноля» организовать выпуск сложного в техническом плане изделия, танка Т-34;
  • Адаптировать конструкцию танка к имеющимся техническим возможностям нового производства, т.е. радикально упростить его конструкцию и технологию изготовления с минимально возможными потерями боевых характеристик машины;
  • Воспользовавшись тем, что производство танка начинается практически на пустом месте, попытаться запустить в серию модификацию Т-34М (это было личным желанием нового главного конструктора КБ А.А.Морозова). конструкцию этой машины в авральном порядке дорабатывала специальная группа под его личным руководством. Тем более, что формально указанные работы осуществлялись в рамках документа, разработанного ГАБТУ КА в июле 1941 года, согласно которому 183-ий завод обязан был спроектировать и испытать новый танк (в разных документах машина фигурировала под разными обозначениями: Т-34М, Т-34Т, А-43, Т-60). И приступить к серийному выпуску такового с 01.01.42.

T-34_3Разорванные эвакуацией производственные связи между заводами к 1942 году в основном были восстановлены. С учётом специализации заводов и имеющихся возможностей в общегосударственных масштабах были налажены взаимные поставки комплектующих, станков, узлов, деталей и т.п. не остались в стороне от процесса кооперации и КБ.

Несмотря на то, что существовала их жёсткая специализация (Ф.Ф.Петров отвечал за артиллерийское вооружение бронетехники, Л.И.Горлицкий – за САУ, Н.А.Астров – за лёгкие танки, А.А.Морозов – за средние, Ж.Я.Котин – за тяжёлые и, одновременно, на него было возложено общее руководство деятельностью всех КБ наркомата), конструкторы, совместно, трудились над едиными техническими заданиями, выданными НКВ, НКТП, ГАУ КА и ГАБТУ КА.

Первоочередной задачей для всех КБ эвакуированных заводов стали ОКР по усилению вооружения танков.

Основным требованием заказчика являлось увеличение количества орудий, устанавливаемых на одной машине. За счёт этого планировалось повысить плотность ведения огня и скорострельность. Причём увеличить количество требовалось без существенных технических переработок имеющихся шасси.

Ещё одна цель и сверхзадача, которой надеялись добиться в ГАБТУ, ставя указанную задачу перед конструкторами, компенсировать колоссальные потери в танках, понесённые КА в первые месяцы войны. Считалось, что одна новая машина, с разнокалиберными пушками во вращающейся (обязательное требование) башне сможет заменить в бою танк тяжёлый и несколько лёгких.

T-34-3_4Выбор образцов артиллерийских систем жёстко диктовался тем, что имелось в резерве ГАУ КА и уже выпускалось серийно (с учётом дополнительного требования  наличия организованного серийно выпуска боеприпасов к этим пушкам).

С подачи Котина, как Главного конструктора НКТП, в ноябре 1941 указанием наркома Малышева В.А. работы по теме создания «многоорудийного» танка одновременно были поручены сразу трём танковым КБ: 520-ому отделу 183-его завода (Н.Тагил), СКБ-2 ЧКЗ (Челябинск) и 5-ому отделу УЗТМ (Свердловск).

Для Котина Ж.Я. эта тема была реальной возможностью «реабилитировать» КВ, который значительно уступал Т-34 в условиях идущей войны. А подключив к работе ряд других КБ он, тем самым, имитировал видимость конкурса.

Морозов А.А. с самого начала понимал «политическую» составляющую темы и её полную бесперспективность в техническом отношении. Поэтому, формально, он мог от неё отказаться. Но фактически, тем более в военное время, отказаться выполнять указания наркома, было невозможно в принципе. Поэтому им было принято единственное верное решение. Спешно и весьма формально группе, которой поручили заниматься указанным вопросом, был выдано ТЗ на проект, который изначально должен был быть отклонён. Работы получили обозначение «Проект гусеничного танка Т-34-3». Он предусматривал оставить ходовую часть Т-34 в неизменном состоянии и перепроектировать только башню, укладку в ней боекомплекта и установку вооружения.

 Продолжение следует

 

Поделитесь с друзьями:

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

CAPTCHA image
*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>