Господа моделисты. Если вы хотите приступить к изготовлению указанной модели, то сразу вынужден предупредить, что достоверной информации по конструкции данного десантного планера, к большому сожалению не сохранилось. Различные источники приводят достаточно противоречивую информацию. Примеры:
- заявленный размах крыла планера, приведённый в книге Антонова О.К., переизданной в 1990 году в Киеве, равен 18 метрам, а в журнале «М-К» от 1967 года (№ 3) размиер по чертежам составляет 15 м;
- разнится конфигурация и даже основные размеры основных элементов, составляющих конструкцию Т-60;
- есть разночтения в массовых характеристиках;
- под большим вопросом крепление нижнего крыла к корпусу Т-60 и хвостовым балкам;
- нижнее крыло, в силу элементарных законов физики, должно состоять из двух частей (съёмных консолей) или, как минимум, иметь вырез в своей передней кромке (под башню)...
К сожалению указанный список можно продолжать ещё долго. Поэтому моделистов, трепетно относящихся к достоверности модели-копии, заранее прошу меня извинить. Ну, а если вас не пугают отдельные неточности — прошу к верстаку!
Изложенные в статье предложения — это только один из возможных вариантов изготовления данной масштабной модели.
Предлагаю делать модель с использованием масштаба 1:35. это позволяет обойти необходимость самостоятельно делать копию танка Т-60. Прекрасно подойдёт его копия, выпускаемая известной каждому моделисту фирмой «Звезда».
Собрав корпус Т-60 (согласно вложенной в комплект инструкции он состоит из деталей 7,3,2 и 1) аккуратно удаляем выступающие части на боковых стенках крепёжных косынок и надгусеничных полок. Продолжаем следовать инструкции... за следующими исключениями: (помним, что танк Т-60 был предельно облегчен. С него предварительно сняли всё, что не являлось абсолютно необходимым для боя)
- не нужно будет крепить детали под №№ 36, 35, 32 и 31 — крепёжные косынкии надгусеничные полки;
- деталь № 14 — ящик инструментальный;
- деталь № 15 — представляющая собой кожух воздухозаборника;
- детали № 34 и 33 — представляющие собой кронштейны крепления с фарами%
- деталь № 10 — грибок вентиляционный.
Необходимо помнить и тот факт, что у предназначенного для полёта танка Т-60 опорные катки (в наборе — деталь № 17 в количестве трёх штук) тоже облегчили. Они были со спицами. А в заводском наборе — со сплошным ободом (литым). Здесь есть несколько вариантов решения проблемы.
- Сделать катки вручную практически без специального оборудования это не реально. Невозможно добиться абсолютной идентичности всех восьми катков;
- заказать указанные катки в специализированных организациях, занимающихся изготовлением деталей для моделей (адреса и контактная информация есть в журналах, например «Танкомастер», и на сайтах в интернете);
- можно работать «по аналогии». В качестве образца для последующего изготовления гипсовых форм можно использовать опорный каток немецкого танка (также выпускается «Звездой») Т-1Б. Он абсолютно идентичен нужному нам. Затем в полученные формы заливаем «сплав Розе». Металл предварительно можно разогреть на плите в кухне. Свинец и оловянный припой, в принципе, тоже можно применять. Но у них текучесть хуже и температура плавления выше. Если хочется добиться максимального сходства, то есть смысл использовать эпоксидную смолу с добавлением наполнителей (краска, тальк, пудра алюминиевая...) предварительно под такую заливку необходимо изготовить формы из виксинта (сорт герметика) или силиконовой пасты, используя технологию «резин-кит».
Для изготовления хвостовых балок прекрасно подходят липовые либо сосновые рейки. Усиливающие накладки можно сделать из ватмана. Рули направления и кили целиком можно выпилить из фанеры, толщиной 3 мм. Стыки прекрасно имитируются надрезом в форме канавки, выполняемым с обеих сторон симметрично (до центрального слоя фанеры). Окончательная сборка — на клей ПВА (столярный). Затем идёт обработка лаком в несколько слоёв (достаточно 2-3). Покрытие — сушка — обработка наждачной бумагой (убираем древесный ворс) — повтор...
Для горизонтального хвостового и крыльев предлагаю использовать бальзу или липу (пластины можно купить в специализированных магазинах или сделать самому) нужного размера. Крыло также можно изготовить из пенопласта (вырезать по шаблону разогретой нитью из нихрома). Мелкие детали (руль высоты, закрылки, элероны) тоже проще всего обозначить канавками надрезов (с двух сторон до среднего слоя фанеры). Провисы обшивки (под полотно) прекрасно имитируются вклеиванием в предварительно сделанные надрезы небольших кусков обмоточного медного провода (оптимальный диаметр — от 0.3 до 0.5 мм). Если вы отдали предпочтение пенопластовому крылу, то проволока просто втыкается в нужные места пенопласта, а кончики предварительно загибаются. После этих манипуляций необходимо покрыть поверхность клеем ПВА (тонким слоем). Это защитит пенопласт от воздействия нитрокраски при дальнейшем окрашивании модели. Используем ватман для изготовления триммеров на элеронах и руле высоты. Обрезки полистирола используем для изготовления компенсаторов нагрузок (аэродинамических). Листовой полистирол (толщина листа 1.5-2.5 мм) понадобится для того, чтобы вырезать из него «И»-образные стойки. Вариант — их можно набрать, используя сосновые рейки, но первый вариант лучше. До установки в них есть смысл сразу же после изготовления просверлить отверстия для крепления расчалок (диаметр: 0.2 — 0.3 мм).
Чистовую сборку удобнее всего начинать с монтажа на корпус танка горизонтального оперения (нижнего) и хвостовых балок. Жёсткую фиксацию указанным деталям придают специальные направляющие (проволока, лучше медная диаметром от 1 до 2 мм). Затем крепим консоли крыла (нижнего) и горизонтальное оперение (верхнее).
Стойки («И»-образные) первоначально крепим на нижнее крыло, затем на них — верхнее. Чтобы крылья не перекосило при сборке целесообразно предварительно жёстко зафиксировать их (два фанерных шаблона, две резинки). Стойки подгоняются по месту (поэлементно), потом сажаются на Супер Момент (иной аналогичный клей). Через заранее изготовленные отверстия в хвостовых балках и стояках протягиваем лужёную медную проволоку . Получаем расчалки. Диаметр проволоки от 0.1 до 0.4 мм. Взять её можно из монтажного провода (многожильного). Чтобы хвост изготовленной модели не тянуло постоянно вниз в корпус танка целесообразно насыпать груз (например, залитую гипсом дробь).
После сборки приступаем к окраске. Цвет хаки (защитный зелёный): верхняя часть горизонтального оперения и крыльев, вертикальное хвостовое, хвостовые балки и корпус танка. Светло-голубой цвет: горизонтальное оперение и крылья снизу. Красные звёзды по стандарту 1942 года должны быть нанесены на концах крыльев (на верхнем крыле — сверху, на нижнем — снизу), а на киль хвостового оперения звёзды наносятся с его внешней стороны.
Поделитесь с друзьями: