Разработчик: КБ завода № 185
Начало работы над проектом: июль 1938
Создание опытного экземпляра: 31.07.1939
Судьба проекта: танк принимал участие в боях на «линии Маннергейма» во время войны на Карельском перешейке. Серийно не выпускался, так как было принято решение о серийном выпуске танка КВ
В начале августа представители завода им Кирова представили на рассмотрение главной макетной комиссии АВТУ РККА макет танка «объект 100» и чертежи машины. Проект прошёл предварительное ознакомление. И 07.08.38 заводу было выдано ТТЗ, согласно которому до 01.05.39 он обязан был представить на испытания опытный экземпляр танка.
Первоначально танк должен был иметь три башни. Однако ограничения по массе привели к отказу от третьей башни, и опытный экземпляр был изготовлен двухбашенным. Танку присвоили индекс Т-100.
Рис.155 Тяжёлый танк прорыва Т-100 на Карельском перешейке (рисунок)
Уложиться в заданные сроки самостоятельно завод не мог. Поэтому машину выпускали в кооперации заводы № 183, № 185 и Ижорский завод. И всё равно изготовить опытный экземпляр смогли только к августу 1938 года.
Рис.156 Тяжёлый танк прорыва Т-100 на полигонных испытаниях. Август 1939 года.
Рис.158 Общий чертёж танка Т-100 (Основные проекции)
В связи с этим было принято решение о совмещении заводских испытаний с полигонными. Испытания должны были пройти в период с 01.08.39 по 03.01.40. однако жизнь внесла свои коррективы и испытания танк проходил в условиях реальных боевых действий на Карельском перешейке.
После их завершения машина была направлена в Кубинку на хранение. После начала Великой Отечественной войны танк эвакуировали в Казань, затем – в Челябинск. На этом его следы теряются.
По результатам испытаний комиссия отметила, что Т-100 в полном объёме соответствует предъявлявшимся к нему требованиям. однако в серийное производство машина не пошла, так как танк КВ по своим основным ТТХ существенно превосходил Т-100.
Рис.157 Танк Т-100 Вид слева
На базе танка Т-100 было разработано несколько проектов танков и САУ, которые также в серийное производство не пошли. Это:
- Тяжёлая САУ Т-100-Х, которую планировалось вооружать морской пушкой Б-13-IIс калибра 130 мм, размещая её в неподвижной рубке;
- Тяжёлый танк артиллерийской поддержки Т-100-V, который планировалось вооружать гаубицей-пушкой типа Б-4 калибра 203 мм, установленной в башне кругового вращения;
- Тяжёлый танк прорыва «объект 0-50», который планировалось вооружать орудиями калибра 76,2 и 45 мм (Л-11 и 20К), установленными в одной башне;
Рис.159 Танк Т-100. Вид спереди.
- Т-100-Z двухбашенный тяжёлый танк артиллерийской поддержки. Планируемая полная масса танка должна была составить 60 тонн. Число членов экипажа – 8 человек. танк планировалось вооружить 152,4 мм гаубицей М-10Т, 45 мм пушкой 20К и тремя пулемётами. Танк должен был иметь противоснарядное бронирование и оснащаться двигателем мощностью 850 л.с. Расчётная скорость до 32 км/час;
- Тяжёлый танк береговой обороны «объект – 103», вооружённый морской пушкой Б-13-IIс калибра 130 мм, установленной в башне кругового вращения.
Рис.160 Тяжёлая САУ Т-100-Х
Рис.161 Тяжёлый танк артиллерийской поддержки Т-100-Y
Рис.162 Первый вариант внешнего вида тяжёлого танка прорыва «объект 050»
Рис.163 Тяжёлый танк прорыва «объект 0-50» вариант 2. Достоверной информации о машине до настоящего времени не сохранилось
Рис.164 Т-100-Z
Рис.165 чертёж танка Т-100-Z. Вид сбоку.
Рис.166 Чертёж танка Т-100-Z Вид спереди.
Поделитесь с друзьями: