Разработчик:
Начало работы над проектом: 1938
Изготовление первого опытного экземпляра: 1939
Судьба проекта: танк СМК превосходил Т-35 по всем основным показателям, но уступал танку КВ, в связи с этим работы по СМК были свёрнуты.
Рис.167 Танк СМК. Виды справа и спереди.
Проект танка СМК разрабатывался параллельно с работами по созданию танка Т-100. Одной из этих машин планировалось заменить стоящий на вооружении Красной Армии в то время танк Т-35.
Рис.169 Первоначальный вариант танка СМК с тремя башнями с подвеской от танка Т-35
Машины были во многом похожи, так как прототипом для них являлся танк Т-35. И создавались оба танка по единым ТТТ.
Уже на стадии проектирования конструкторы нового танка пытались устранить недостатки, присущие прототипу. Форме корпуса и башен нового танка, а также разработке новых технологий их обработки и изготовления уделялось важное внимание.
Чтобы визуализировать работы изготовили макет танка из дерева в натуральную величину. Проект танка СМК существенно отличался от предыдущего проекта, над которым работало КБ завода, танка Т-111 (Т-46-5) – первого в СССР танка с противоснарядным бронированием.
Так как согласно ТТТ на танке требовалось установить три башни, первоначально прорабатывался именно трёхбашенный вариант. Башни разместили по диагонали по отношению к продольной оси корпуса танка. При этом переднюю башню сместили влево, заднюю – вправо. В каждой из них установили пушку 20К. подобное размещение башен позволило увеличить горизонтальные углы обстрела для носового орудия – до 270, а для кормового – до 290 градусов соответственно.
Рис. 170 Первоначальный вариант танка СМК с торсионной подвеской
Рис.171 Чертёж танка СМК (основные проекции)
Главный калибр, пушку Л-10, установили в центральной башне, имеющей круговое вращение.
07.08.1938 после получения ТТТ и подписания соответствующего договора работы приобрели официальный статус и конкретные сроки выполнения этапов проектирования. Опытный образец должен был быть готов к 01.05.1939 года.
Макет и отработанная конструкторская документация были представлены ГМК АБТУ в октябре 1938 года. Несмотря на то, что в проекте был выявлен ряд отступлений от требований заказчика, поступило официальное разрешение на изготовление одного опытного экземпляра нового танка СМК.
Необходимо отметить, что в конструкции СМК, впервые в практике советского танкостроения, вместо спирально-пружинной было решено использовать торсионную подвеску. Машина получила корпус новой формы, имевший характерные скошенные углы в лобовой части, ставшие в дальнейшем визитной карточкой танков серий КВ и ИС.
Рис.172 Внутреннее устройство танка СМК
При представлении макета и чертежей опытного танка в Кремле, 09.12.38, принимается решение о том, что одну башню следует с танка убрать. Так СМК тоже стал двухбашенным.
Отказ от третьей башни существенно облегчил конструкцию (почти на 7 тонн), позволил упростить конструкцию корпуса машины. Башня главного калибра получила кормовой пулемёт и техническую возможность для установки пулемёта зенитного.
Начавшиеся 31.07.39 полигонные испытания завершались в условиях реальной войны на Карельском перешейке.
Рис.173 Танк СМК на испытаниях
По результатам испытаний было указано на сложности в управлении танком как со стороны механика-водителя, так и со стороны командира в ходе ведения боя.
Работы над проектом свернули, так как проходивший одновременно с этим танком испытания танк КВ с одной башней показал более высокие боевые и эксплуатационные характеристики и именно эту машину выбрали для принятия на вооружение в качестве танка, заменяющего Т-35.
Рис.174 Танк СМК на испытаниях. Вид спереди.
Рис.175 Танк СМК на испытаниях. Август 1939 года
Поделитесь с друзьями: