Разработчик: О.Антонов
Начало работы над проектом: декабрь 1941
Изготовление опытного экземпляра: изготовлен единственный экземпляр
Судьба проекта: проект был закрыт ввиду отсутствия необходимых самолётов-буксировщиков
После начала Великой Отечественной войны в конце 1941 года остро встал вопрос обеспечения бесперебойных поставок грузов в партизанские отряды, находящиеся в тылу врага. Для этого активно начали проектироваться и создаваться планеры большой грузоподъёмности.
КБ Антонова работало по данной теме и конструктор решил параллельно просчитать возможность объединения в единую конструкцию планера и танка. получив соответствующие разрешения в декабре 1941 года он начал работы над проектом, обозначенным А-40.
Рис.293 Летающий танк А-40. Фотография сделана на испытаниях
В качестве «летающего» танка был выбран лёгкий танк Т-60. согласно предварительным расчётам его ходовая часть без существенной переделки в состоянии была выдерживать взлётные нагрузки.
Рис.294 Съёмный планер, изготовленный для танка Т-60. Вид сбоку.
По проекту за 20-30 км от точки посадки танк, оснащённый собственным планером, отцеплялся от самолёта-буксировщика и совершал полёт самостоятельно. Для этого рассчитали и изготовили большую крыльевую коробку из дерева (бипланного типа) Хвостовые балки и крылья закреплялись на корпусе Т-60 в четырёх точках по нижнему крылу.
Рис. 295 Танк Т-60
После выполнения посадки планер сбрасывался с танка без выхода экипажа из машины, простым поворотом рукоятки. И танк шёл в бой. В целях уменьшения сопротивления конструкции в воздухе башню танка в полёте разворачивали назад пушкой.
Механик-водитель танка, оснащённого подобной конструкцией, должен был предварительно получать первичную лётную подготовку.
Рис.296 Летающий танк А-40 в полёте
Реальный планер был изготовлен в апреле 42 года в г.Тюмени и доставлен в подмосковный Жуковский на испытания. танкистом-испытателем назначили лётчика-испытателя Анохина. Так как мощности штатных двигателей бомбардировщика ТБ-3 по расчётам не хватало для осуществления буксировки, на самолёт-буксировщик установили специальные форсированные авиационные двигателиАМ-34РН.
Рис.297 Основные проекции А-40 и вид слева сзади.
Полная масса танка с пристыкованным к нему планером составляла около 7500 кг, из которых почти 2000 кг весил планер. Поэтому до начала первого полёта машины постарались максимально облегчить, сняв с неё всё, что не требовалось в полёте (инструментальные ящики, полки надгусеничные и т.п.). для улучшения обзора для пилота на танк установили специальный перископический прибор.
Штатное танковое оборудование дополнили пилотажной ручкой управления и педалями, которые позволяли управлять рулями поворота. На приборную доску дополнительно закрепили альтиметр, спидометр и компас.
Испытания начались с пробежек. Танк крепили тросом к буксировщику и самолёт шёл на взлёт. Но, раз за разом Анохин раскрывал замок и самолёт влетал один.
Наконец был назначен реальный вылет, который состоялся 02.09.42. ТБ-3 взлетел вместе с пристыкованным к нему танком, оснащённым собственным планером. танк неплохо реагировал на команды управления.
Рис.298 Съёмный планер, изготовленный для танка Т-60. Вид спереди.
Но через 15 минут полёта даже форсированные двигатели стали перегреваться. От лётчиков поступила соответствующая команда и Анохин отцепился и повёл танк на посадку.
Танк сел на территории ближайшего аэродрома. Это был аэродром Быково. Посадив танк Анохин не стал сбрасывать планер, а вместе с ним повёл танк на КП аэродрома. Там никто не знах о проходящих испытаниях. Поэтому сыграли боевую тревогу и чуть не расстреляли танк из зенитных пушек. Расчёт БАО вытащил Анохина из танка и «взял его в плен». Из под ареста он смог выйти только после прибытия аварийно-спасательной группы.
Рис.299 А-40 в полёте (реконструкция)
По результатам испытаний было установлено, что А-40 в состоянии выполнить возложенные на него задачи. однако ТБ-3 в качестве буксировщика использован быть не может ввиду недостаточной для этих целей мощности установленных на нём двигателей.
Рис.300 А-40. Один из вариантов размещения танка Т-60 в конструкции съёмного планера. (реконструкция)
Более мощным самолётом в то время в СССР был только дальний бомбардировщик Пе-8. Но в составе ВВС РККА их было всего 70. Поэтому обращаться непосредственно к Сталину, с просьбой о выделении данного самолёта для использования в качестве буксировщика, никто не решился. И проект пришлось закрыть.
Поделитесь с друзьями: