Средний танк Э.Гроте (ТГ-1)

Разработчик: Э.Гроте (КБ АВО-5)

Начало работы над проектом: апрель 1930

Изготовление первого опытного экземпляра: апрель 1931

Судьба проекта: Проект был закрыт. Все полученные наработки использовались в работе над проектами танков ТА, Т-28 и Т-35.

 

танк Гротте 

 

Рис. 94 Танк ТГ-1 во дворе ВАММ РККА им Сталина. 1940

 

Танк ТГ рассматривался как альтернатива среднему танку Т-24, который по своим ТТХ уже не удовлетворял требованиям «Системы ТТАБ вооружения РККА», принятой на заседании РВС СССР 18.07.29.

Главным конструктором проекта был инженер из Германии Э.Гроте, который в то время работал в КБ АВО-5 завода «Большевик» (Ленинград). Согласно выданному ТЗ, машина должна была иметь следующие характеристики:

Масса боевая (т) 20 (25 по другим источникам)
Скорость максимальная/средняя (км/час) 40/25
Бронирование противопульное (мм) 10 – 30
Вооружение Пушка калибра 76,2 мм, пушка калибра 37 мм, пять пулемётов калибра 7,62 мм
Мощность двигателя не менее (л.с.) 240

Работы над этим проектом получили статус наиболее важных на 1931 год, так как проект машины очень понравился Наркому Обороны К.Е.Ворошилову. до конца 1931 года планировалось изготовить от 50 до 75 танков ТГ. А до конца 1932 года указанное количество должно было составить 2000 танков.

В проекте содержалось большое количество оригинальных новаторских конструктивных решений. по степени проработки машина существенно опережала уровень танкостроения других стран мира.

В случае успешного завершения испытаний планировалось принять танк на вооружение и уже в 1931 году изготовить 50-75 машин, а в 1932 – до 2000 танков.

Танк имел классическую компоновку и размещение вооружения в три яруса. Бронирование танка – противопульное.

ТГ-1

Рис. 95 Танк ТГ-1 на испытаниях. Осень 1931 года.

При создании первого опытного экземпляра, впервые в мире, корпус и башня были выполнены полностью с использованием сварки. Форма башни и корпуса также были крайне новаторскими. Имеется неподтверждённая информация о том, что корпус был герметичным.

ТГ-1

Рис. 96 Танк ТГ-1 на испытаниях. Осень 1931 года.

Первоначально планировалось сделать вращающейся не только башню танка, но и его подбашенную рубку. Но конструктивно эту идею реализовать не удалось, и от неё отказались. Хотя в планах на доработку этот вопрос остался.

Трёхслойная танковая броня имела в наиболее опасных местах толщину до 44 мм. В корпусе и подбашенной коробке были предусмотрены места для установки в специальных шаровых опорах необходимого количества пулемётов.

По состоянию на 1931 год устанавливаемая на танке пушка Сячентова ПС-19 была самым мощным танковым орудием в мире. Оно представляло собой зенитную пушку Лендера – Тарновского образца 1914/15 годов, серьёзно переработанную с учётом заданных габаритов башни. Основными изменениями были:

Танк гротте

Рис.97 Танк ТГ-1 (вид спереди). На верхнем фото – без установленной 37 мм пушки и гусениц

 ТГ-1

Рис.98 Танк ТГ-1 с установленными гусеницами и вооружением

  • Накатник и тормоз отката пришлось убрать из-под ствола и разместить по его бокам (слева и справа соответственно);
  • Переработке подвергнута конструкция люльки;
  • На пушку установили дульный тормоз Иванова и специальный гильзоулавливатель.

Пушку установили в лобовом листе подбашенной коробки танковой рубки на специальных цапфах. Полуавтоматическое заряжание позволяло вести огонь со скоростью 10-12 высттрелов/мин. испытательные стрельбы подтвердили высокую эффективность орудия за одним существенным недостатком. Длительное ведение огня приводило к отказу полуавтомата и приходилось заряжать пушку вручную.

Модель ТГ-137 мм пушка ПС-1, считавшаяся вспомогательной, также имела большую для своего калибра мощность и так же была разработана Сячентовым.  Пушку разместили на крыше танковой рубки в полусферической башне малой. Особенностью размещения являлась возможность ведения огня из неё как по наземным. Так и по воздушным целям.

Пулемёты ДТ устанавливались по бортам корпуса танка, «Максим» в корме и по бортам танковой рубки.

Перископические приборы наблюдения использовались для наведения пушек, в наблюдательной командирской башенке и у механика-водителя.

Специально для этого танка Гроте должен был разработать 8-цилиндровый карбюраторный двигатель, имеющий воздушное охлаждение, мощностью 250 л.с. В нём также были использованы оригинальные разработки конструктора. В частности, системы охлаждения и смазки принципиально новой конструкции, а также сборный коленвал. Довести его до стадии запуска в производство к заданному сроку не удалось. Поэтому на танк установили авиационным М-6. Последнее повлекло за собой переделку ряда агрегатов танка (из за разницы в размерах двигателей). М-6 пришлось устанавливать открыто. В перспективе планировалась его замена на двигатель Гроте и закрытие бронеколпаком. Но Гроте так и не удалось довести надёжность своего двигателя до приемлемой.

Чертёж ТГ-1

Рис.99 Танк ТГ-1 Чертёж основных проекций.

 

Такое трёхъярусное размещение позволяло вести эффективный огонь практически по всем направлениям.

Конструкция трансмиссии позволяла ТГ-1 плавно двигаться как вперёд. Так и назад на 4-ёх скоростях, что считалось существенным плюсом при выводе из боя повреждённой машины. В КПП впервые на советских танках применялись шестерни шевронного зацепления.

Вместо рычагов управления механик-водитель получил регулятор-рукоятку авиационного типа с пневматическими сервоприводами.

ТГ

Рис. 100 ТГ-1 на испытаниях. Осень 1931 г.

Пять опорных катков большого диаметра на борт, каждый из которых имел собственную пружинную подвеску с амортизаторами пневматическими и нёс сверху грузошину  составляли основу ходовой части. В состав последней дополнительно входили четыре ролика поддерживающих, заднего ведущего колеса и переднего направляющего (ленивца).

Конструкция обеспечивала трёхуровневое подрессоривание катков за счёт:

  • Индивидуальной подвески пневматической, имеющей компрессорные камеры;
  • Подрессоривание индивидуально стоящими пружинами спиральными;
  • Подрессоривание шинами полупневматическими, стоящими на всех опорных катках.

каткиВсе опорные катки и ведущие колёса были оборудованы пневматическими тормозами. Конструкция тормозной системы позволяла тормозить только ведущими колёсами (при совершении маневра) или сразу всеми (при обрыве гусеницы).

Специальная конструкция гусеницы обеспечивала её высокое сопротивление разрыву. Подобная конструкция ходовой части танка позволяла на ровных твёрдых поверхностях ВРУЧНУЮ перекатывать танк силами экипажа с места на место.

Ходовая часть была защищена броневыми экранами. Для самовытаскивания танк снабжался специальными грунтозацепами, надеваемыми на опорные катки.

Планировалось оснастить танк радиостанцией.

Летом 1931 года ХПЗ им.Коминтерна изготовил первый опытный экземпляр танка. Ходовые испытания, проводившиеся в период с 27.06 по 01.10. 1931 года, показали, что машина в целом обладала приемлемой проходимостью и маневренностью. Периодические поломки воздушных магистралей возникали из-за низкого качества резиновых уплотнений.

 ТГ-1

Рис.101 Иллюстрация к книге о танках Гроте. Танк ТГ-1. Хорошо видно размещение вооружения на танке и люки для экипажа.

 

Кроме этого был выявлен ещё целый ряд конструктивных недостатков. которые низким качеством используемого сырья объяснить было невозможно. Например. боевое отделение рубки было вполне комфортно для ведения огня из пушки, но пулемётчикам места в ней практически не было. Непродуманное размещение фрикционов и КПП в едином картере существенно усложняло доступ к агрегатам и приводило к перегреву узла при движении танка. выявились серьёзные недоработки в конструкции тормозов и гусеницы и т.п.

 ТГ-1

Рис. 102 Танк ТГ-1 Вид на правый борт. На машине отсутствуют гусеницы и пушка калибра 37 мм в верхней башне.

04.10.31 по результатам испытаний правительственная комиссия приняла решение считать танк ТГ-1 экспериментальной конструкцией и продолжать отработку на нём всех перспективных механизмов и узлов.

От услуг группы немецких конструкторов во главе с Э.Гроте отказались и в августе 1933 года они выехали на родину.

Полученные наработки использовались при проектировании танков ТА

ТГ-1 модель

Рис. 103 Танк ТГ-1 (Модель-копия).

В некоторых СМИ периодически появляется информация о том, что машина получилась крайне сырой и была плохо проработана. Но это предвзятое мнение. А если рассматривать конструкцию ТГ-1 объективно, то необходимо констатировать тот факт, что по использовавшимся в конструкции этого танка новым техническим решениям машина была новаторской и существенно превосходила уровень общемирового танкостроения того периода. Для своего времени в ТГ-1 сумели объединить высокую броневую защиту, мощнейшую огневую мощь и подвижность, удобство работы для всех членов экипажа и плавность хода. Это был один из лучших проектов средних танков того периода.

30УММ РККА планировало использовать ТГ-1 в качестве танка дальнего действия. А его мощное вооружение позволяло использовать ТГ-1 как истребитель танков.

Но танк был слишком хорош для того времени. Он появился слишком рано. Его крайне высокая стоимость и неспособность промышленности СССР освоить с должным качеством выпуск сложных элементов конструкции данного танка (что в подавляющем большинстве случае и объясняло показанную низкую надёжность машины) явились главными причинами свёртывания работ над проектом ТГ-1. Его невозможно было БЫСТРО запустить в серийное производство. А новые танки нужны были «вчера». И это стало главным фактором при вынесении окончательного решения о закрытии проекта.

6543

Поделитесь с друзьями:

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

CAPTCHA image
*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>