Проект Т-41. Малый плавающий танк

Разработчик: КБ 2-го завода ВАТО. Руководитель проекта Н.Козырев
Начало работы над проектом: 1932
Изготовление первого опытного прототипа: 1932
Судьба проекта: Было изготовлено 12 танков, после чего проект был закрыт, ввиду низких ТТХ конструкции.

Параллельно с КБ ОКМО в начале марта 1932 года к работам по созданию советской версии плавающего танка подключились конструкторы Второго завода ВАТО. Руководил работами конструктор Н.Козырев.

T-41 1Рис.200 Проект танка Т-41без установленного пулемёта

«Стартовый капитал» у них был тот же самый. Однако Н.Козырев внёс в свой проект больше собственных технических решений. Его коллектив в процессе работы меньше оглядывался на британский прототип, хотя его серьёзное влияние чувствуется и в их машине.

T-41 2Рис.201 Т-41 серийный на испытаниях.

Корпус танка был клёпано-сварным, что являлось достаточно новаторским решением для того периода. Его собирали на каркасе из металлических уголков, используя броневые листы толщиной от 4 до 9 мм. в стыки листов при сборке устанавливались специальные прокладки из резины. Корпус рассчитывали с учётом обеспечения танку максимальной плавучести. Эту задачу решить удалось, но высота танка из-за этого существенно увеличилась, что привело к увеличению площади поражения. Существенным плюсом Т-41 перед Т-33 являлся полный отказ от поплавков.

схема Т-41Рис.202 Основные проекты танка Т-41 «Опытный»

Двигатель в Т-41 занял привычную для нас позицию, в кормовом отсеке вдоль продольной оси танка. Стремясь сделать максимально простую по конструкции машину, Козырев оснастил свой танк серийно выпускавшимся в то время в СССР лицензионным 40-сильным двигателем «Форд-АА». Топливо из бака ёмкостью 120л подавалось в него самотёком. Трансмиссия с незначительными изменениями также была перенесена с грузовика «Форд-АА».

проекции Т-41Рис.203 Основные проекции танка Т-41 «Серийный»

Движение по воде обеспечивалось кормовым гребным винтом реверсного вращения и специальным килем. Недостатком данной конструкции являлась необходимость остановки танка, выключение двигателя для того, чтобы отключить муфту, передающую вращение на винт.

T-41 5Рис.204 «Т-41 серийный» на испытаниях

Вооружён танк был тем же пулемётом ДТ-29, который разместили в башне кругового вращения. Последняя была смещена относительно продольной оси танка к правому борту. Отличительной особенностью конструкции Т-41 стало наличие специального вращающегося щитка полукруглой формы, предусмотренного в лобовом листе танковой башни. Данное техническое решение позволяло, не вращая башню, вести огонь по горизонту в секторе 33 градуса и по вертикали 24 градуса. Недостатком установки пулемёта можно считать тот факт, что его разместили на специальном хомуте.

T-41 6Рис. 205 Т-41 опытный на испытаниях плавучести. Август 1932 г.

Ходовая часть танка имела по четыре катка опорных на борт и по паре поддерживающих роликов. Роль направляющего колеса выполнял последний опорный каток. Ведущее колесо размещалось впереди. Танк Т-41 получился почти на 450 кг тяжелее танка Т-33.
T-41 11Первый опытный Т-41 был передан на заводские испытания в июле 1932 года. Затем, после устранения ряда выявленных недостатков, машина была направлена на полигонные испытания в Кубинку. Последние продолжались со 02.08.32 по 29.09.32 г. По результатам испытаний был вынесен вердикт о том, что Т-41 в данном варианте в качестве боевой машины рассматриваться не может, поэтому войсковые испытания отменили. В это время на испытаниях неплохие результаты показывал танк Т-37. Но они ещё не были завершены. Поэтому Т-41 решили оставить в качестве резервного варианта и отправили на доработку, а не закрыли проект, как это планировалось первоначально.

T-41 7Рис. 206 Танк Т-41 опытный на ходовых испытаниях. Август 1932 г

Проведя большую работу по устранению выявленных недостатков, используя наработки, полученные в ходе работы над проектом Т-33, конструкторы ВАТО осенью 1932 г. представили на испытание доработанную версию танка, громко названного «Т-41 серийный», что говорит о твёрдой уверенности разработчиков в соответствии боевых и технических возможностей своего детища требованиям заказчика. Машина претерпела ряд конструктивных изменений. высота танка уменьшилась на 140 мм. коробчатая форма носовой и кормовой части была изменена, в результате чего машина стала сильно походить на проходивший в то время испытания Т-37А. двигатель поменяли на отечественный ГАЗ-АА, имевший ту же мощность и габариты. Незначительным изменениям была подвергнута ходовая часть. возимый боекомплект с 2520 сократили до 2142 патронов. Провели доработки конструкции винта, киля, привода винта и приборов механика-водителя.
T-41 10Результатом данных работ стало снижение боевой массы танка до 2950 кг (на 550 кг). Конструкторы считали, что Т-41 в данной версии будет иметь существенно улучшенные маневренные характеристики. Но этого не произошло. Единственным плюслм стало увеличение преодолеваемого вертикального угла подъёма
Машина не устраивала военных и в новом виде. Однако начало выпуска Т-37А постоянно откладывалось. Это вынудило УММ РККА принять решение о производстве ограниченной партии Т-41.
За период с января по март 1933 года 37-ым заводом было изготовлено и передано в войска 12 «Т-41 серийный». На этом проект закрыли.

T-41 8Рис.207 Экземпляр Т-41 серийный под днищем ТБ-3

таблица

Поделитесь с друзьями:

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

CAPTCHA image
*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>