Параллельно с НАТИ в том же 1933 году в мастерских БВО на базе однобашенного линейного танка Т-26 обр. 1933 г. изготавливается опытная машина, также предназначенная для подводного вождения.
От серийного танка эта машина отличалась наличием оборудования, предназначенного для движения под водой, а также проведением его полной герметизации с использованием резиновых и прижимных рамок. Ствол танковой пушки герметизировался резиновой пробкой и муфтой специальной, имеющей лабиринт из сальника фетрового. Маска пушки – с использованием специального чехла. На пулемёт надевался специальный резиновый чехол. Крыша моторного отделения герметизировалась специальными уплотнениями из резины. Для герметизации жалюзи выходных и воздухозаборных были спроектированы и установлены дверцы, имевшие уплотнение, изготовленное из губчатой резины. На завершающем этапе герметизации все сварные швы, стыки и уплотнения дополнительно прокрашивались свинцовым суриком.
Рис.256 Танк Т-26 ПХ обр. 1935 г преодолевает водную преграду
Герметизация опоры башни осуществлялась резиновой трубкой 15мм диаметра. Специальным ручным насосом в неё закачивался воздух до достижения давления в 2 кг/кв.см. Подобное техническое решение позволяло башне вращаться. Жалюзи, размещённые над трансмиссией, ,герметично закрывали металлическим листом. Для отвода нагретого воздуха из-под закрытого воздушного колпака на нём монтировался рукав гофрированный из ткани прорезиненной. Его длина достигала 2500мм, а диаметр 150-200 мм. Второй конец этого рукава закрепляли в специальном щите, установленном в спасательном круге.
При установке ОПВТ с Т-26 снимался глушитель и на его место монтировался второй рукав гофрированный, через который и отводились выхлопные газы. Он так же, как и первый рукав, крепился к тому же спасательному кругу. Щит с данным спасательным кругом размещали на крыше моторного отделения. Воздух для экипажа подавался через гофрированный рукав, который крепился на щите № 2, размещённом во втором спасательном круге, который укладывался на башне.
Когда танк входил в воду эти круги всплывали и удерживали над поверхностью воды концы нижепоименованных рукавов. Чтобы щиты со спасательными кругами от танка не оторвались, из дополнительно крепили к корпусу танка специальными тросиками.
Размещённое на танке Т-26 ПХ оборудование позволяло машине преодолевать по дну водные преграды на глубине до 4000 мм при её ширине до 40 м. В момент преодоления преграды экипаж должен был находиться в респираторах марки С-III-1. связь с танкистами поддерживалась по проводному телефону.
Проект Т-26 ПХ обр.1935 г.
Третья версия комплекта оборудования для подводного вождения была разработана применительно к версии танка Т-26 обр. 1935 г. Работы проводились специалистами НИБТ. Опытный образец был изготовлен в 1935г. и направлен на испытания. но в серию и этот вариант не пошёл.
В данном случае для герметизации башни, корпуса, вооружения, приборов управления стрельбой и наблюдения применили губчатую резину. Опору башни в этом случае герметизировали поджимным резиновым бандажом, металлическим обручем и тросом. Затяжка конструкции проводилась м/в непосредственно из боевого отделения. В момент выхода танка на берег командир ослаблял трос, и башня могла вращаться.
Рис.258 Т-26 ПХ обр. 1935 г. Вид на левый борт
По периметру маски пушечно-пулемётная установка герметизировалась при помощи резиновой и прижимной рамки. Вооружение проходило герметизацию аналогично варианту, предусмотренному в прошлом проекте. Крыша моторного отделения герметизировалась с использованием уплотнителей резиновых, выходные и воздухозаборные жалюзи – специальными дверками, имевшими уплотнение из губчатой резины. По завершению подготовки танка к движению под водой все сварные швы. Стыки и уплотнения прокрашивали свинцовым суриком.
Воздух в танк подавался через трубу, состоящую из трёх колен, которая монтировалась на крыше башни. Отработанные газы отводились в воду через специальный выпускной клапан, размещённый на месте глушителя. Причём клапан изготовили из «подручного» материала – цилиндра и поршня от штатного двигателя Т-26. при движении по суше клапан ставился на предохранитель.
Рис.259 Т-26 ПХ обр.1935 г. выходит на берег
Новый комплект оборудования позволял танку форсировать водную преграду на глубине до 5 метров. Двигаться под водой танк мог не более 20 минут и только если члены экипажа при этом пользовались респираторами. Расчёт из 2 человек приводил комплект в рабочее положение всего за 4 минуты.
Поделитесь с друзьями: