Первый советский танк с противоснарядным бронированием, Т-111.

Разработчик: КБ завода им.Кирова (№ 185). Руководитель проекта С.А.Гинзбург

Начало работы над проектом: 1936

Изготовление первого опытного экземпляра: апрель 1938

Судьба проекта: Создано два опытных танка. Работы свернули в связи с началом работы над проектом А20.

Т-111 

Рис. 161 Танк Т-111

В конце тридцатых годов века ХХ в войска во всё больших количествах начинают поступать противотанковые артиллерийские системы. Пушки калибра 37мм (например, германская пушка типа Pat 35/36) на дистанциях в 300 метров пробивали танковую броню толщиной до 30 мм даже на встречных углах до 60 градусов. То есть любой советский танк, стоявший на вооружении РККА (подавляющее большинство танкового парка составляли в то время лёгкие танки Т-26 и БТ разных модификаций), отныне мог быть легко уничтожен вероятным противником, так как все они имели противопульное бронирование, не превышавшее 20 мм.

Т-111 на испытаниях

Рис. 162 Т-111 на испытаниях. Лето 1939 г.

В то же время на вооружение Вермахта, а также ВС Франции начали поступать танки с противоснарядным бронированием.

В связи со всем вышеизложенным один из ведущих советских конструкторов танков того периода, С.А.Гинзбург, направил, в феврале 36-го года, на имя начальника АБТУ справку, именовавшуюся «О ходе танкостроения за рубежом». В ней он анализировал сложившуюся ситуацию и предлагал незамедлительно приступить к работам по созданию среднего танка с противоснарядным бронированием для нужд Красной Армии и приводит приблизительные ТТХ, которым должна соответствовать такая машина.

 Т-111 на испытаниях

Рис. 163 Т-111 преодолевает проволочные заграждения. Полигон. Лето 1939

К докладной им была приложена документация на «танк СП» (он же «малый танк тяжёлого бронирования»), разработанный согласно вышеназванным ТТХ в инициативном порядке КБ завода № 185. Броневые листы на данной машине устанавливались под достаточно большими углами и должны были иметь толщину до 50 мм. В работе над проектом широко использовались наработки, полученные в процессе работ над танком Т-46. Полной информации о танке СП не сохранилось, есть только небольшие отрывки из пояснительной записки. В частности, Гинзбург предлагал сделать новую машину единым лёгким танком, заменив ей и Т-26 и танки серии БТ, оснастить новую машину дизелем МТ-5 в 320 л.с. и сделать танк чисто гусеничным. Танк получил коническую башню, во многом похожую на ту, которая была разработана для Т-46. в качестве вооружения планировался «стандартный набор»: пушка 20К (45мм) и три пулемёта ДТ.

Т-111 11Танк СП в металле реализован не был. Но частично в основу дальнейших расчётов положили результаты испытаний корпуса танка Т-46-3. Учтя замечания, высказанные по результатам ознакомления с проектной документацией, и обобщив результаты испытаний танков Т-46 (вариантов 1,2 и 3) КБ завода в начале 1937 года приступила к конструкторским работам, которые почти сразу свернули в связи с тем, что С.А.Гинзбург был арестован по обвинению во вредительстве. И только после того, как начальником УММ РККА был назначен Д.Павлов (зима 1938 г.), по его инициативе работы по проекту «объект -111» (или Т-111) были возобновлены в полном объёме. Единственным дополнительным условием к ранее согласованным ТТТ стало требование УММ об увеличении бронирования танка до 60мм.

В некоторых источниках ставят знак равенства между проектами Т-46-5 и Т-111. Но это не верно. Это разные проекты, существенно различающиеся конструкциями бронекорпусов и ходовой части, несмотря на то, что визуально они очень похожи. Просто наработки, полученные в ходе проектирования танка Т-46, частично использовались в процессе работы над Т-111.

заводские испытания Т-111

Рис. 164 Танк Т-11 на заводских испытаниях

В апреле 1938 г. первый прототип вышел на заводские испытания. Танк получил корпус из катаных броневых листов, прошедших цементацию. Толщина брони колебалась от 60 мм (лоб) до 20 мм (корма). Сборку осуществляли путём сварки, что было для того времени крайне новаторским техническим решением. Возросшее бронирование привело к существенному превышению ограничения по массе, установленного ТТТ.

Т-111 5

Рис. 165 Испытания Т-111 на поперечную устойчивость

 

Трёхсотсильный двигатель, который планировался к установке изначально, для новой машины не подходил. Его решили заменить новым дизелем ДМТ-8. Но последнему ещё требовались достаточно серьёзные и длительные доработки. Танк получил литую башню конической формы, также имевшую 60мм бронирование. На первом прототипе установили три пулемёта: курсовой – в лобовом листе корпуса, спаренный с пушкой и установленный в кормовом отсеке башни. Затем от курсового пулемёта решено было отказаться.

 Т-111 6

Рис.166 Первый прототип Т-111 во дворе завода. Вид на левый борт

Танк получил ходовую часть, состоящую из шести попарно сблокированных опорных катков, имевших торсионную подвеску и трёх роликов поддерживающих. Заднее колесо выполняло функции направляющего, а переднее – ведущего. Ширину гусеничных траков увеличили до 500 мм в целях снижения удельного давления на грунт. Т-111 оснастили радиостанцией, установив её рядом с механиком-водителем с правой стороны от его рабочего места

 Т-111_7

Рис. 167 Первый прототип Т-111 во дворе завода. Вид на правый борт

Заводские испытания объединили с полигонными и войсковыми. Результаты были получены достаточно хорошие. Бронирование танка выдерживало обстрел из 37, 45 и даже 76мм пушек, а маневренность и проходимость новой машины осталась практически на уровне танка Т-46 и почти не отличалась от показателей танков БТ-7 и Т-26 образца 1939 года. Основным замечанием к машине была констатация того факта, что танк вооружён достаточно слабо. Пушка 20К обр. 32/38 г. позволяла эффективно бороться с лёгкими танками вероятного противника, однако оказывалась бессильна против брони средних танков.

 Т-111 8

Рис.168 Т-111. Вид спереди. Фото из отчёта о результате проведения испытаний.

Более мощные танковые пушки, освоенные в серийном производстве (Л-10 и ПС-3, обе калибра 76,2мм) установить на танк было невозможно технически введу их существенных габаритов и большого (для размеров башни танка Т-111) отката в момент выстрела. Замена этой башни на другую, имеющую большие размеры, также была технически невозможна, ввиду того, что танк и так уже был достаточно перетяжелён. Несмотря на это завод № 185 обязали до начала 1939 г. изготовить мелкую партию танков Т-111 для проведения всесторонних испытаний машины. Двигатель к этому времени готов не был.

Т-111 9.

Рис. 169Т-111 преодолевает противотанковые заграждения. Лето 1939 г.

Работы были приостановлены, а затем и полностью свёрнуты, так как танк посчитали неперспективной разработкой ввиду достаточно большой технической сложности его изготовления и несоответствия показанных им характеристик требованиям, установленным в выданном УММ ТЗ (например, превышение массы танка).

Несмотря на то, что танк в серийное производство не пошёл, группа конструкторов, работавших над его созданием, была награждена боевыми орденами. Среди них был и малоизвестный в то время конструктор М.И.Кошкин.

Позднее все технические решения, использовавшиеся в Т-111, были применены при разработке танка Т-126-СП.

 Т-111 10

Рис. 170 Т-111 на испытаниях. Вид на правый борт.

таблица

Поделитесь с друзьями:

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

CAPTCHA image
*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>