Малый плавающий танк Т-33

Разработчик: ОКМО завода «Большевик». Ведущий конструктор С.Гинзбург

Начало работы над проектом: осень 1931

Изготовление первого опытного прототипа: апрель 1932

Судьба проекта: Проект рекомендовано было переработать с целью устранения выявленных недостатков

Советский Союз внимательно следил за всеми разработками, касающимися создания новых образцов вооружений и военной техники в других государствах. Поэтому, как только командование РККА получило информацию об успешных испытаниях британского танка-амфибии «Vickers-Carden-Loyd», УММ РККА осенью 1931 года поручает ведущему на то время конструкторскому коллективу танкостроителей, ОКМО завода «Большевик», в безотлагательном порядке приступить к разработке аналогичной советской машины. Работы возглавил С.Гинзбург.

T-33 1

Рис. 191 Опытный экземпляр танка Т-33

На момент начала работ советская сторона не располагала абсолютно никакой конкретной информацией о новой боевой машине, кроме нескольких фотографий и общих ТТХ, озвученных в средствах массовой информации. например, было известно, что танк разрабатывался на базе армейского тягача марки VCL. Поэтому все работы начались «с чистого листа». Ввиду отсутствия необходимого опыта решено было просто скопировать этот танк.

 T-33 2

Рис. 192 Модель-копия танка Т-33

Схема Т-33

Рис. 193   Танк «Селезень» (Т-33). Основные проекции.

 

В качестве базового шасси использовали имеющийся «Карден-Ллойд» (легкий трактор-тягач производства этой же фирмы Vicers). Три таких машины были закуплены СССР в 1930 году. Важно подчеркнуть, что данная машина проектировалась именно как сельскохозяйственная и изначально не предназначалась ни для чего иного. Но наши конструкторы пошли на этот шаг, и даже сохранили компоновку, оставив двигатель в том же положении, вдоль правого борта. Данное решение было принято после внимательного изучения полученных фотографий, на которых явно можно было определить, что британская амфибия имеет ходовую часть с компоновкой, аналогичной тракторной.

Проекту было присвоено наименование «Селезень». Позднее машина стала именоваться Т-33.

T-33 4

Рис.194   Т-33. Вид сзади.

 

Первый опытный танк был готов к испытаниям только весной 1932 г. Завершал работы над проектом уже конструктор М.Зигель, так как Гинзбург в составе закупочной комиссии СССР убыл в длительную зарубежную командировку с целью приобретения новейших образцов военной техники.

T-33 5

Рис.195   Т-33 на испытаниях. Нева, апрель 1932г.

Испытания начались в конце марта. Внешне новая машина была почти точной копией британской амфибии. Правда её корпус больше напоминал другую машину, танк А4Е11, который рассматривался для принятие на вооружение британских сухопутных войск в 1932 г. Она получила противопульную защиту, собранную клёпкой из листов гомогенной брони толщиной от 4 до 9 мм. После сборки машины стыки проходили дополнительную герметизацию. Чтобы Т-33 обрёл большую плавучесть, конструкторы установили вдоль его бортов обитые жестью деревянные поплавки, придав последним корытообразную форму. Поплавки набивались изнутри сушёными водорослями или пробкой. Машина стала достаточно устойчиво держаться на воде, но её плавучести хватало только для себя. Транспортировать грузы и десант машина на плаву не могла.

T-33 6 

Рис.196  Модель-копия Т-33

 

В качестве двигателя новый танк получил отечественный карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения, «АМО-2» , имевший мощность 63 л.с. (по другим источникам – «Форд-АА» мощностью 40 л.с.).

Вместе с радиатором он размещался справа по ходу. Трансмиссия, боковые и главный фрикцион и КПП устанавливались в передней части танкового корпуса. Запас возимого топлива составлял 110 л, а расчётная дальность перегона по шоссе – 200 км.

T-33 33Блокированную подвеску машины оснастили листовыми рессорами. Ходовая часть побортно получила по паре двухкатковых тележек. Задние опорные катки являлись одновременно направляющими. Роликов и катков поддерживающих не устанавливали. Ведущие колёса разместили впереди. Экипаж машины состоял из двух человек, рабочие места которых находились друг за другом вдоль левого борта корпуса танка. Танк был вооружён пулемётом ДТ-29, установленным во вращающейся башне, конструктивно смещённой к левому борту ближе к корме. Вращение башни осуществлялось вручную. Возимый боекомплект размещался в 40 снаряженных дисках. На крыше башни был спроектирован откидной колпак, имевший смотровые щели, и предназначавшийся для наблюдения за полем боя. ходовую часть танка спроектировали аналогично его британскому прототипу. На плаву машина перемещалась, используя для этого вертикальный руль и трёхлопастной винт. В передней части корпуса перед башней монтировался щиток волноотражатель.

T-33 7

Рис.197 Т-33. Вид слева-сзади. Хорошо виден винт и руль.

Масса Т-33 составила около 3000 кг. В ходе испытаний им была показана следующая скорость: на воде – 4 км/час, на суше – около 42 км/час. В апреле 32 года машину представили высшему командованию РККА. Она совершила показательное форсирование Невы и была весьма благосклонно ими оценена.

T-33 9

Рис. 198 Модель-копия Т-33 с дополнительными поплавками

Однако принимать этот танк на вооружение было крайне преждевременно, ввиду огромного количества присущих машине технических недостатков.  Кроме того, танк Т-33 рассматривался как один из вариантов замены в войсках танкетки Т-27. но крайняя теснота боевого отделение отрицательно сказывалась на качестве боевой работы экипажа, а об установке второго пулемёта или малокалиберной пушки речь не шла вообще. Так как для этого необходимо было бы полностью перепроектировать Т-33. Последним аргументом явилось совместное испытание Т-33 и его британского прототипа, 8 экземпляров которого были закуплены у англичан в феврале 1932 года (первая из закупленных машин поступила в СССР в июне. уже ПОСЛЕ того, как Т-33 прошёл испытания). Представители УММ приняли решение о том. что армии необходима более совершенная техника. Проект отправили на доработку.

T-33 9

Рис.199 Т-33. Вид на левый борт.

ТТХ

Поделитесь с друзьями:

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

CAPTCHA image
*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>